Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Эти
тенденции явно усиливаются и побеждают в седьмой книге мадригалов (1619),
созданной в Венеции и вышедшей под названием «Концерт. Седьмая книга
мадригалов на 1, 2, 3, 4 и 6 голосов и других вокальных произведений». Некоторые
образцы близки здесь ранним примерам монодии с сопровождением, другие сходны с
оперными ариями Монтеверди («Настрою цитру»), в-третьих небывало усиливается
выразительная и изобразительная роль инструментального ансамбля. Наряду с
мадригалами в книгу входят и канцонетты и даже «Тирсис и Хлора» — «балет в
концертном стиле для пяти голосов и инструментов».
Последняя,
восьмая книга мадригалов появилась только в 1638 году. Композитор дал этому
большому сборнику название «Воинственные и любовные мадригалы» и снабдил его
программным предисловием. Помимо мадригалов различного склада и характера в
353
сборник
включены сценические произведения — дивертисменты «Бал» и «Нимфа Истрии», а
также «Поединок Танкреда и Клоринды». В предисловии Монтеверди объясняет, почему
он назвал мадригалы «воинственными» и каким образом это связано с его
творческими принципами и намерениями. Еще при создании «Жалобы Ариадны» он
задумывался, по его словам, над способом наиболее естественно передавать эмоции
в музыке. Ни в одной книге он не находил ответа. Давно прочел работу Винченцо
Галилея. Изучал лучших философов, наблюдавших природу. И почерпнул у них больше
полезных знаний, чем дали ему теоретики старой школы, которые занимались только
законами гармонии.
«Я
вынес убеждение, — заключает Монтеверди, — что наша душа в ее проявлениях
имеет три главных чувства, или страсти: гнев, умеренность и смирение или
мольбу. Это установлено лучшими философами и доказывается самой природой
нашего голоса [...] Эти три градации точно проявляются в музыкальном искусстве
в трех стилях: взволнованном (concitato),
мягком (mol1е) — и умеренном (temperato). Во всех сочинениях древних композиторов я находил
примеры умеренного и мягкого стилей и нигде не встречал примеров взволнованного
стиля, хотя он описан Платоном в его „Риторике" в следующих словах:
„Выбирай ту гармонию, которая соответствует голосу воина, бодро идущего на битву"»
6. Далее Монтеверди сообщает, как он искал приемы стиля concitato, стремясь передать возбужденную речь, и нашел, что звучание
инструментов в определенном ритме при повторении одних и тех же нот (то есть
тремоло и пиццикато струнных, например) создает нужное впечатление. Для
доказательства он «ухватился за божественного Тассо» и написал «Поединок
Танкреда и Клоринды», надеясь выразить контрастные чувства: воинственность,
мольбу и смерть. Цель была достигнута: произведение было выслушано с одобрением
и похвалой.
Предыдущая Следующая