Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
явствует из содержания восьмой книги мадригалов, композитор понимает
определение «воинственные» широко и связывает его с драматическим напряжением
чувств, с подъемом их, с волнением борьбы (concitato!), не ограничиваясь собственно военной тематикой. По
своему общему облику мадригалы здесь многообразны: одни более камерны, другие
отличаются мощностью хорового звучания в сопровождении инструментов. Вместе с
тем Монтеверди не часто прибегает" теперь к гармоническим обострениям и
достигает большой простоты, уравновешенности звучаний. Казалось бы, что-то
более строгое и объективное входит даже в любовные жалобы, lamento. Такова, например, известная «Жалоба нимфы», строгая,
сдержанная и тем более сильная в воплощении скорби. Монтеверди не обращается
здесь даже к монодии с сопровождением: мадригал написан для сопрано, двух
теноров и баса в сопровождении continuo. Все в целом
не так уж близко
354
6 Цит. по кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков С.
93.
к
оперной арии lamento и даже к любовной жалобе
вообще. Отсюда скорее идет путь к иным, трагическим образам, таким, как Сенека
в последней опере Монтеверди.
Нет
сомнений в том, что в длинной цепи мадригалов, как в творческой лаборатории
Монтеверди, очень многое сложилось, подготовилось, созрело для оперы или для
сценических жанров вообще. Вместе с тем композитор постоянно испытывал потребность
возвращаться именно к мадригалу — и не только новейшему, концертному
мадригалу, но мадригалу как вокальному ансамблю полифонической традиции.
Выразительные возможности этого жанра, очень гибкого и в то же время более
аскетичного, чем опера или кантата, сильного в своей лирике или драматизме и
все же более объективного в выражении чувств, чем оперная ария, — были дороги
Монтеверди и соответствовали определенным свойствам его характера и его
дарования.
Помимо
мадригалов Монтеверди написал ряд канцонетт — более простых и близких быту
трехголосных вокальных сочинений (сборник «Canzonette a tre voci», 1584). Ему принадлежит и множество духовных
сочинений (мессы, мотеты, мадригалы, псалмы, Магнификат), в которых также
проявились характерные черты его творчества — богатство образов и глубина
эмоций.
Предыдущая Следующая