Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Зная
едва лишь треть из оперных произведений Монтеверди (а возможно, и меньше того),
мы все же воспринимаем его оперное творчество как уникальное. Он не примкнул ни
к какой оперной школе и не породил за собой эпигонов. Если б известен был
только его «Орфей», положение Монтеверди оставалось бы исключительным для
начала XVII века. Одна «Коронация Поппеи» позволила бы
утверждать, что оно исключительно для середины столетия. Оба же эти
произведения, созданные одним автором, отмечают крайние точки творческого пути,
поистине не знающего себе аналогий в те времена.
Когда
Монтеверди создавал «Орфея», духовная атмосфера флорентийской камераты еще была
хорошо памятна, а создатели «stile nuovo» и
первых «драм на музыке» привлекали к себе живой интерес современников.
Эстетические идеи камераты были близки Монтеверди, как явствует из его
последующих высказываний. Однако он воплотил эти постренессансные творческие
устремления гораздо более глубоко, последовательно и сильно, нежели это сделали
Пери и Каччини. Даже повторив их сюжет в «Орфее», он иначе интерпретировал его
и создал не пасторальную сказку, а гуманистическую драму. Поэтический текст
Ринуччини, видимо, не удовлетворил его. Он сотрудничал с другим поэтом — Алессандро
Стриджо, сыном известного мантуанского композитора. Тот распланировал пьесу на
пять актов с прологом: первый акт — пастораль (празднование свадьбы Орфея и
Эвридики), второй акт — известие о гибели Эвридики, вторгающееся в пастораль,
третий — Орфей в подземном царстве, четвертый — обретение Эвридики и последняя
разлука с ней, пятый — отчаяние Орфея и появление Аполлона, увлекающего его на
Олимп
355
(апофеоз).
В прологе и апофеозе (дуэт Орфея и Аполлона) прославляется великая сила
искусства. Как видим, и здесь исходным началом жанра является пастораль. Хотя
трагическая развязка личной драмы на этот раз сохранена, торжественный апофеоз
смягчает и «перекрывает» ее: спектакль готовился для придворных празднеств.
Монтеверди не стремился ослабить пасторальные элементы произведения, не
уклонялся от «апофеозности» финала. И то и другое только оттеняло собственно
драму, и она действовала еще сильнее. При этом Монтеверди особенно углубил
эмоциональное выражение драмы Орфея, вдохнул дух трагедии в главные ее
коллизии.
Предыдущая Следующая