Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Все
это достигнуто музыкой, ее выразительными средствами, ее композиционными
приемами, всей системой музыкально-образного движения в пределах большой,
развернутой композиции. Монтеверди всегда вдохновлялся человеческой драмой в
любом сюжете, откуда бы он ни был почерпнут. В 1616 году, когда композитор
получил через того же Стриджо текст «Свадьбы Фетиды и Пелея» и думал, что ему
предлагают писать оперу, — он изложил свои сомнения в известном ответном
письме. Ссылаясь на участие в пьесе многочисленных Амуров, Зефиров, Сирен, он
писал: «Не нужно забывать, что Ветры, то есть Зефиры и Бореи, должны петь, но
как же смогу я, дорогой Синьор, подражать говору Ветров, когда они не говорят!
И как я смогу этими средствами растрогать слушателя! Ариадна трогает потому,
что это была женщина, а Орфей потому, что это был мужчина, а не Ветер. [...]
Ариадна довела меня до слез, Орфей заставлял меня молиться, а этот миф... я,
право, не знаю, какова его цель? Как же Ваша милость хочет, чтобы музыка из
него что-то сделала?» 7
Именно
такое отношение к человеку и его драматичной судьбе побуждало Монтеверди
превращать пасторальную пьесу и придворный спектакль в музыкальную драму.
Необычайно
широк и богат круг выразительных средств в музыке «Орфея». Нет, вероятно, ничего,
что применялось тогда или могло быть применено в практике сочинения вокальной и
инструментальной музыки и что не вошло бы в партитуру Монтеверди. Поразительно
многообразно вокальное письмо Монтеверди. Опыт мадригалиста, который вообще
наложил свой отпечаток на партитуру «Орфея», сказался и в соотношении
поэтического текста и музыки. Советский исследователь убедительно показывает,
какое многообразие приемов потребовалось в свое время композитору «в его
упорных поисках мадригальной техники, способной отразить и выразительность
отдельных характерных поэтических оборотов, и общее настроение положенного на
музыку стиха. Именно к этим выразительным приемам восходит строй речи первой
монтевердиевской драмы».8
7 Цит. по кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков, с.
90—91
8 К о н е н В. Клаудио Монтеверди, с. 193.
Предыдущая Следующая