Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
356
В
зависимости от возникающих драматических задач Монтеверди обращается к
напевной декламации (обогащая ее интнонационно и гармонически), к песенной
мелодии (канцонетте), к развитой, блестящей ариозности, к полифоническому и
гомофонному хоровому складу, к танцевальности, к различным типам инструментального
изложения. От певца требуется и выразительная музыкальная речь, и подлинная
виртуозность. Свободно построенные монологи (на самом деле имеющие свою
драматургическую цельность), небольшие замкнутые арии, центральная ария-мольба
Орфея в третьем акте, блестящий дуэт Орфея и Аполлона — все здесь гибко, все
одновременно свободно и стройно.
Инструментальный
состав партитуры «Орфея» нельзя отождествлять с позднейшим понятием оперного
оркестра. Из огромного количества тембров композитор постоянно выбирает лишь
те, которые нужны для данного момента, данной ситуации; его краски
дифференцированы, и колорит чутко изменчив. Перечисление инструментов еще не
означает их единства, а только предусматривает возможный выбор. В «Орфее»
звучат: два чембало, два контрабаса, десять виол da braccio, арфа, две скрипки, три теорбы, два органа с флейтовыми
трубами, три басовые виолы, пять тромбонов, регаль, два корнета, две флейты,
кларнет и три трубы с сурдинами. Соединялись все эти инструменты лишь в очень
редких случаях; как правило, из них выделялись ансамбли, например: две скрипки
или две флейты с чембало и басовыми лютнями, три виолы и контрабас с такими же
инструментами; виолы, басовые виолы, контрабас и орган и т. д. В партии
сопровождения Монтеверди часто выписывает не только basso continuo, но и мелодии концертирующих инструментов. В принципе
же инструментальные краски были для композитора так же важны и так же у него
дифференцированы, как мелодические и гармонические средства выразительности.
Большую
заботу проявляет автор «Орфея» о музыкальном единстве произведения в целом и в
отдельных частях: точные и варьированные повторения материала, группировка соло
и хоров в цельные сцены, принцип da capo,
строфическое варьирование — все это служит скреплению композиции в единый
художественный организм.
Предыдущая Следующая