Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
«Орфее» еще нет увертюры в будущем смысле этого слова. Спектакль открывается
небольшой инструментальной пьесой, которая почему-то названа токкатой, хотя
является скорее расширенной призывной интрадой фанфарного склада: музыка ее несложна,
гармоническая основа статична (до-мажорное трезвучие), звучат медные
инструменты, затем tutti, в верхнем голосе появляются
маршево-сигнальные элементы. По существу, это еще не сама опера, а лишь призыв
ко вниманию, «объявление» о начале спектакля. Иное значение придано следующему
за интрадой ритурнелю, который является своего рода лейттемой оперы. Он
обрамляет строфы Музыки, выступающей как аллегорическое лицо в прологe, и возвращается потом в дальнейшем ходе дей-
357
ствия.
Спокойное, уравновешенное, мягкое звучание, плавность почти хорового
пятиголосия, остинатность движения в басу, стройность целого создают впечатление
гармоничности в первую очередь. Позднее Монтеверди не повторяет этот ритурнель
буквально, а варьирует его полифонически: на бас наслаиваются те же
верхние голоса, но меняясь местами (сложный контрапункт). Это в равной мере
может быть лейттемой Орфея и аллегорией Музыки, ибо ее-то и представляет легендарный
певец. Заметим попутно, что ритурнель близок традиционному тогда хоровому
складу a
cappella, а проведение в нем принципа
сложного контрапункта еще усугубляет эту связь с XVI веком.
Действие
«Орфея» развертывается широко, неторопливо. Общая музыкальная концепция
произведения не может быть определена как целиком трагедийная. Слишком много в
нем от пасторали, большое место занимают светлые идиллические сцены в первом и
втором актах, отчетливо выделено «аполлоническое» начало в образе легендарного
певца (центральное соло в третьем акте, дуэт с Аполлоном). Трагическое
напряжение не определяет весь ход драмы. Оно проявляется во втором акте с
момента, когда вестница сообщает о смерти Эвридики, в сцене Орфея в третьем
акте, в трагической кульминации четвертого акта, в начале пятого (монолог
Орфея). И все же трагедия как бы вырастает, поднимается из рамок праздничного
спектакля — в этом главное отличие «Орфея» Монтеверди от «Эвридики» Пери или
Каччини.
Предыдущая Следующая