Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Появляются
из дома Нерон и Поппея. Большая любовная сцена объединяет и быстрые, разговорные
речитативы, и напевную декламацию, и ариозное пение. Переходы от речитатива к
ариозо совершаются гибко, мелодия течет свободно, иногда с виртуозными
пассажами. За широкой и блестящей диалогической сценой следует сольный эпизод
(Поппея после ухода Нерона) и сцена Поппеи с ее служанкой.
Новая
картина (у Октавии) вначале резко контрастирует с предыдущей. Покинутая мужем
Октавия делится горестями со своей наперсницей. Появляется Сенека, выслушивает
Октавию и дает ей совет спокойно принять свою судьбу и мужественно, с
достоинством держаться в несчастье. Его партия, в широком ариозном стиле
(диапазон две октавы), серьезна, внушительна, даже героична. Торжественному
тону Сенеки контрастируют легкие шутливые реплики молодого пажа; в драму снова
вторгаются словно комедийные штрихи, но это лишь на мгновение. Наступает зона
кульминации всего первого акта. Сенека остается один. Афина Паллада предвещает
ему близкую смерть. Он стоически принимает роковую весть. Нерон объявляет
Сенеке, что оставляет Октавию и намерен жениться на Поппее. В напряженном
диалоге сталкиваются Нерон и Сенека, который решительно отговаривает
императора от его намерений, ссылаясь на неизбежное недовольство народа.
Взбешенный Нерон заикается в безумном гневе... По уходе Сенеки и с появлением
Поппеи начинается новая любовная сцена. Поппея еще подливает масла в огонь, оговаривая
Сенеку перед Нероном. Император выносит ему смертный приговор. Но и этим не
завершается первый акт. Дальше намечается новая линия интриги. Оттон стремится
вернуть Поппею, она решительно отвергает его (большая сцена), а он, придя в
отчаяние, замышляет убить ее. Между тем в Оттона влюблена молодая Друзилла.
Оттон тщетно надеется найти утешение возле нее: «На устах Друзилла, в сердце
Поппея».
368
В
итоге развитие событий в пределах первого же действия оперы оказывается таким
насыщенным, что уж одно это предполагает как бы «безостановочное» движение
музыки то в декламационном, то в ариозном стиле, в соло и в ансамблях, но,
несомненно, без статических декоративных эпизодов. Складывается совсем другая
оперная драматургия в сравнении с «Орфеем».
Предыдущая Следующая