Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Дело
в том, что сохранилась не полная партитура оперы, а всего лишь схематическая ее
запись, только частью автографная. Она содержит вокальные партии и continuo. Выписаны также некоторые инструментальные ритурнели.
Возможно, что то был всего лишь вспомогательный материал для репетиций, но не
вполне исключено, что для венецианского театра, с его исполнительскими силами
и уже складывающимися навыками исполнения, достаточно было и такой записи
произведения. Так или иначе, одно является несомненным: инструментовка не
выписана и не обозначена, а следовательно, о такой тонкой звуковой дифференциации,
какая характерна для партитуры «Орфея», здесь не могло быть и речи. Остается
предположить, что музыка Монтеверди в «Коронации Поппеи» была рассчитана на
струнный состав (виолы, лютни, арфа, контрабас), чембало и небольшие органы, но
как именно распределял и выделял эти тембры композитор, можно только гадать.
Опера
начинается совсем небольшим инструментальным вступлением. Выписаны лишь два
верхних голоса (очевидно, партии виол или скрипок) и basso continuo. По образцу распространенных в быту «пар» танцев
одна и та же тема кладется сначала в основу паваны, затем — гальярды. Что говорить
— простейшее решение задачи! За вступлением следует аллегорический пролог.
Все
первое действие (наиболее насыщенное из трех) построено таким образом, что
различные силы драмы (Нерон—Поппея, с одной стороны, Оттон — Октавия и Сенека —
с другой) не раз
367
противопоставляются
в их завязавшейся и все обостряющейся борьбе.
Оттон
возвращается ночью в Рим из поездки, в которую его посылал Нерон. Приближаясь к
дому, он горячо радуется предстоящей встрече с Поппеей. Его монолог (с
инструментальными ритурнелями) как бы совмещает в себе музыкально-драматическую
декламацию и черты ариозо. Поначалу он носит светлый, несколько гимнический
характер и приводит к подъему радостных эмоций. Но затем Оттон замечает стражу
— солдат Нерона — у своего дома и догадывается о присутствии Нерона и измене
Поппеи. Тут вокальная мелодия утрачивает прежний характер, становится
беспокойной, напряженно возвращается к одним и тем же драматическим интонациям.
Развитие драмы прерывается прозаическими подробностями. Солдаты вступают в
долгий разговор между собой (диалог и дуэт), делятся своими заботами, жалуются
на службу, на Нерона, на Рим, толкуют о покинутой Нероном Октавии, о его
возлюбленной Поппее...
Предыдущая Следующая