Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Важной
особенностью в драматургии «Коронации» является смелое сопоставление
драматических, даже трагических — и жанрово-комедийных эпизодов: скорбный
монолог Оттона (узнавшего об измене жены) — и болтовня солдат на страже;
стоическая смерть Сенеки — и веселая интермедия пажа и служанки. Все это
признаки времени: в римской и ранней венецианской опере такие контрасты только
входили в обычай; в пору «Орфея» они были бы немыслимы. Впрочем, у Монтеверди
они еще носят особый характер, поскольку включены в историческую драму как
жизненный контраст, а не являются развлекательно-пародийным элементом, каким
они стали у венецианцев.
Вместе
с тем в широкоразвернутую драму с ее поэзией и прозой, жестокостью и лирикой,
патетикой и комизмом вторгается традиционная фантастика: Паллада посылает
Меркурия сообщить Сенеке, что пришел час его смерти; Амур отводит руку убийцы
от Поппеи; Венера и Амур как бы освящают своим присутствием церемонию
коронования Поппеи. Традиционно условен и пролог: Фортуна и Добродетель спорят
о том, кто из них сильнее (диалог и. дуэт); Любовь примиряет их — истинная
власть принадлежит лишь ей одной. Эта аллегория имеет отношение к развитию
драмы — но лишь самое общее, как и ко многим другим сюжетам.
В
опере всего три акта, но они насыщены содержанием, в каждом из них много сцен,
событий, столкновений. Самый темп драма-
366
тического
движения взят очень напряженный. Вспомним первый акт «Орфея» — целиком
праздничный, пасторально-идиллический. В «Коронации Поппеи» уже первый акт
изобилует событиями, в нем сталкиваются все главные действующие лица, выясняются
все соотношения сил и предвещается дальнейшее развитие драмы.
Как
когда-то в «Орфее», в последней опере Монтеверди широко раздвинут по своему
времени круг выразительных средств; но сами эти средства стали уже во многом
другие. Изменилось соотношение вокальных партий и оркестра, солистов и хора.
Это связано не только с авторским замыслом, но и со сценическими условиями в
Венеции. Публичные театры, организованные на коммерческих началах, не
располагали такими безграничными исполнительскими силами, как богатый
придворный театр с его собственными и любыми приглашенными кадрами артистов. Не
случайно в операх, написанных для венецианской сцены, все держится на солистах,
а вместо хоров звучат небольшие ансамбли. Скромен и состав оркестра (различные
виды струнных и continuo как основа, духовые по
мере необходимости). Монтеверди, столь тесно связанный с традициями хоровой
культуры, в «Коронации Поппеи» и по ходу драмы мог обойтись без больших хоров,
и по условиям театра должен был ограничить себя. Что касается оркестра, то мы
лишь в самых общих чертах можем представить, каков он был в данном случае.
Предыдущая Следующая