Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«Коронация
Поппеи» стоит по трактовке сюжета ближе к исторической драме с чертами трагикомедии.
Последняя опера Монтеверди побуждает обычно к сопоставлениям с драмами
Шекспира. Возможно, что это преувеличение. Но все же ни один автор опер. в то
время, кроме Монтеверди, не наталкивает на подобные сопоставления, равно как и
ни один драматург, кроме Шекспира, не вспоминается в связи с последней оперой
Монтеверди.
Либреттист
«Коронации» Франческо Бузенелло, хотя и опирался на историческую основу, но не
строго придерживался истории в развитии сюжета и составе действующих лиц,
допускал участие мифологических и аллегорических персонажей. В опере Монтеверди
введен широкий круг очень различных участников драмы, кипят и сталкиваются
страсти, показана сложная интрига с заговорами, покушениями, жестоким
отмщением, причем властолюбию, деспотизму и коварству противостоят верность,
самопожертвование, стоицизм. Ни строгая фабульность «Орфея», ни
пасторально-идиллическое начало праздничного спектакля не предсказывали
365
в
свое время ничего подобного! «Орфей» возник как будто бы в каком-то ином
художественном мире, на эстетической почве иного театра. И все же есть нечто,
объединяющее первую и последнюю оперы Монтеверди: человеческая драма, которая
призвана потрясти современного ему слушателя, каков бы он ни был в герцогском
дворце — или в венецианском публичном театре.
Характеры
действующих лиц обрисованы в «Коронации Поппеи» достаточно контрастно, но в то
же время не однолинейно. Так, любовная страсть Нерона и Поппеи выражена с
красивой яркостью, в блестящей музыкальной форме (сцена в первом акте, большой
дуэт в финале), хотя по ходу действия и тот и другая предстают жестокими и по
существу агрессивными честолюбцами, а Нерон — еще и грубым деспотом. Партии
Нерона и Поппеи вообще выделяются в опере своим блестящим вокальным стилем.
Партия Нерона (она написана для кастрата-сопрано) местами просто виртуозна.
Вместе с тем Монтеверди решается показать в ней и такие жизненные подробности,
как заикание взбешенного Нерона (в сцене с Сенекой), как его грубый хохот (в
сцене оргии после смерти Сенеки), его бешенство. В иных тонах охарактеризованы
благородные и страдающие герои: покинутая Нероном Октавия и верный супруг
Поппеи Оттон (его партия написана для кастрата-альта). Их партии несут в себе
драматическое, если не трагическое начало, выраженное по преимуществу в содержательных
речитативах или ариозо. Величественная партия Сенеки (бас) — широкая и
мужественная. Легкий комедийный стиль проступает в партиях юного пажа и
служанки, как бы оттеняя драму.
Предыдущая Следующая