Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
«Коронация
Поппеи» обычно оценивается выше, чем «Возвращение Улисса», и это в принципе
справедливо: многообразие сильной жизненной драмы с ее контрастами соединяется
здесь с большей психологической глубиной. Но и «Возвращение Улисса» —
интереснейшее произведение, в основе которого лежит действенная драма. Здесь
все направлено вовне, в действие, движение, столкновение, события и
относительно немногое — в глубь эмоций. Опера эта скорее изобразительна, чем
выразительна, отчего она, впрочем, не становится менее динамичной. В ней живет
дух
364
приключений,
она прославляет ловкость, находчивость и силу героя, безупречность и стойкость
его верной жены Пенелопы. Действие развертывается со многими перипетиями, активно
и шумно. Композитор не избегает ни натуралистических деталей, ни условности.
Боги вмешиваются в судьбы людей, посылают им знамения с неба; Нептун гневается
на Улисса, Юпитер и Минерва ему помогают. Женихи Пенелопы получают
экспрессивно-комическую характеристику (вплоть до воплей и смеха в партии
Иро), особенно в сцене неудачной стрельбы из лука. Лирична, серьезна лишь
партия Пенелопы. Улисс — прежде всего действующий герой, но и у него есть в
трудной ситуации (феакийцы отплыли, а он проснулся один на берегу)
выразительный декламационный монолог с характерными гармоническими «блужданиями».
Когда же он рассказывает о буре, которая застигла его в странствиях по морю,
музыка становится изобразительной. Партия пастуха Эвмета, преданного Улиссу,
местами несдержанна, если не эксцентрична (крики радости). Широка и
воинственна фанфарная ария разгневанного Нептуна. Блещет фиоритурами партия
Минервы. В партии юного Телемака есть, кроме всего прочего, маленькая ариетта.
В опере много ансамблей, порою сложных, виртуозных, с имитациями и
колоратурными пассажами. В последнем действии сопоставлены небесный хор
(высокие голоса в строго аккордовом складе) — и хор морской (низкие голоса),
что заставляет вспомнить о типично барочных апофеозах римских опер. Композиция
целого объемна, «просторна», но отнюдь не растянута. Многое в обрисовке
персонажей и ситуаций характерно, смело, даже дерзко и порою пестро. Монтеверди
отходит здесь дальше, чем где-либо, от строгости стиля. Есть что-то свободное,
раскрепощенное в его понимании оперы с приключениями, словно его навели на это
не только древние греки с их эпосом, но, быть может, и Ариосто, и авторы
«пикарескных» романов XVII века.
Предыдущая Следующая