Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
363
Клоринды.
Что это за жанр? Драматизированный мадригал? Но для мадригала превыше всего
характерна вокальная традиция. «Поединок Танкреда и Клоринды» остается
попыткой максимально драматизировать музыкальную передачу поэтического текста
вне условий собственно драмы. Нет сомнений в том, что этот оригинальный опыт
музыкально-драматической картины не прошел бесследно для оперной драматургии
Монтеверди.
И
все же на творческом пути композитора после «Орфея» проступают лишь некоторые
тенденции, отдельные штрихи того, что будет определять стиль и концепции его
поздних опер.
«Возвращение
Улисса» и «Коронация Поппеи» тоже написаны на античные сюжеты, почерпнутые в
данных случаях из «Одиссеи» и из Анналов Тацита. Монтеверди был вполне оригинален:
ни до него, ни после эти сюжеты не пользовались популярностью у итальянских
композиторов. Они привлекли его совсем не теми чертами, какими мог привлечь
«Орфей», и истолковал он их по-другому: как обширные, «многофигурные», полные
движения драмы, с обилием столкновений и событий, с контрастами возвышенного
и прозаичного (даже буффонного в «Возвращении Улисса»), высокой этики и
низменных побуждений, с накалом человеческих страстей до неистовства, иными
словами, как жизненные драмы во всем их противоречии, а не как идеальные,
обобщенные в мифе древние сказания. Поразительна эта смелость и широта
Монтеверди — художника, не имевшего тогда образцов и не давшего их со своей
стороны для эпигонов: он обогнал свое время, а исторический процесс повернул к
середине столетия в сторону от идеалов Ренессанса, которые еще были действенны
в драматургии Монтеверди. Таким образом, последние оперы его по существу
уникальны в Италии XVII века. Они были бы уникальными
еще более — в XVIII столетии, когда лишь Моцарт
достиг глубины и силы жизненного драматизма в зрелых оперных произведениях.
При
важных общих отличиях от типа оперы, представленной «Орфеем», «Возвращение
Улисса» и «Коронация Поппеи» как музыкальные драмы отнюдь не сходны и между
собой. Эта редкостная способность композитора к творческому движению в поздние
годы позволяет думать, что он мог именно в Венеции на протяжении немногих лет
(с 1637 по 1642 год) искать и найти свой новый оперный стиль и новые принципы
драматургии, еще не характерные для предшествующих этапов творчества.
Предыдущая Следующая