Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
362
музыкой
быструю смену чувств и даже облик мнимого безумца (он выступал то в роли
мужчины, то в роли женщины) и требовал от исполнителя умения перевоплощаться и
выражать страсть в крайних проявлениях. Быть может, уже в этой опере, спустя
двадцать лет после «Орфея», наметился перелом в музыкальной драме нового типа?
Этого никому знать не дано. Монтеверди завершил партитуру в сентябре 1627
года, но неизвестна даже ее судьба: была ли опера поставлена? Не исключено
все-таки и то, что творческий перелом произошел у композитора уже именно в
Венеции, в новых условиях, в новой духовной атмосфере городской театральной
жизни с ее открытостью, широтой, иными возникшими вкусами аудитории.
Однако
художник такого масштаба, как Монтеверди, мог, вне сомнений, и пройти за
тридцать с лишком лет целую полосу исканий в жанре музыкальной драмы. Один лишь
пример небольшого сценического произведения — «Поединок Танкреда и Клоринды» —
может навести на такую мысль. Не случайно автор ссылается на него, когда пишет
в 1638 году о своих поисках стиля соncitato.
Это был опыт в своем роде — и опыт, по мнению Монтеверди, удачный. Между тем
«Поединок» стоит особняком в творчестве композитора и не находит, по-видимому,
прямого продолжения.
Музыка
Монтеверди написана на подлинные строфы из поэмы Тассо «Освобожденный
Иерусалим» без каких-либо «либреттных» переработок. Львиная доля стихов
приходится на рассказчика (Testo), который
повествует о событиях, тогда как Танкред и Клоринда движениями и жестами
изображают все, о чем идет речь. Декламация Testo в большей части скупа, как речитатив, и лишь изредка
приближается к более ариозному пению. Короткие реплики Танкреда и Клоринды, по
указанию композитора, нужно естественно с ней сочетать. Поэтический текст Тассо
должен полностью и в совершенстве дойти до слушателей. Раскрывает же образный
смысл поэзии Тассо по преимуществу инструментальный ансамбль (струнные, то
есть 4 виолы, и continuo — чембало и контрабас),
который изображает происходящее н выражает напряжение чувств, вызванное
столкновением Танкреда и неузнанной Клоринды (в доспехах рыцаря). Изображение,
о котором, казалось бы, так заботится композитор, передающий посредством
оригинальных приемов конский топот, лязганье мечей, нарастающий темп поединка,
кульминацию боя (стремительные пассажи струнных), — это изображение одновременно
является у Монтеверди и выражением беспокойства, нарастающего волнения
сражающихся, драматизма схватки. Для этого-то и понадобился ему стиль concitato: особый характер ритмического движения, новые приемы
звукоизвлечения у струнных. Когда драматическое напряжение нарастает к концу
битвы, волнение передается и партии рассказчика. Когда же Танкред поражает
Клоринду и наконец узнает ее, умирающую, звучность сразу стихает, все
обрывается и только прозрачное, просветленное гармоническое сопровождение
поддерживает последние слова
Предыдущая Следующая