Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
361
гих
и эмоционально-сжатых оперных жалоб. В ней композитору удалось сконцентрировать
то, что в «Орфее» выражалось главным образом в напряженной декламации
трагических коллизий. Декламационные возгласы здесь распеты и стали основой
краткой выразительной мелодии, развивающейся цельно и естественно, в замкнутой
форме da
capo. «Жалоба Ариадны» в полном смысле
слова родилась из трагического речитатива, как обобщение и простое музыкальное
развитие его свойств. И если выразительную декламацию, как бы она ни
впечатляла, слушатели обычно не запоминали и не повторяли, то ария Ариадны
была сразу усвоена ими и широко вошла в музыкальный быт.
По
ходу действия спящая Ариадна была оставлена похитившим ее Тезеем на острове, к
которому они приплыли. Проснувшись, она пришла в отчаяние и бросилась в море.
Местные рыбаки спасли ее. Обращаясь к ним, она молит: «Дайте мне умереть».
Монтеверди вспоминал потом, с каким трудом он нашел способ выразить то чувство,
которое вложено в «Жалобу Ариадны». Ведь ария не сама собой родилась из
выразительной декламации, а создана композитором как интонационное обобщение,
да к тому же еще в опоре на старинный традиционный народно-бытовой жанр
итальянских похоронных песен-плачей с их жалобными возгласами и восклицаниями.
Отсюда удивительная органичность, естественность lamento y Монтеверди, а затем последовательное развитие арий-lamento в итальянской опере уже как определенного типа в кругу
других типических образов.
Если
не считать «Жалобы Ариадны», то все, что писал Монтеверди для оперного театра
с 1607 года (после «Орфея») по 1640-й (до «Возвращения Улисса»), нам полностью
неизвестно. Параллельно операм композитор создавал также дивертисменты, интермедии,
балеты, другие произведения для сцены. Для опер он явно предпочитал античные
мифологические сюжеты: «Андромеда» (1620?), «Похищенная Прозерпина» (1630),
«Свадьба Энея и Лавинии» (1641) и другие. Возможно, что композитор также работал
над «Армидой» (1628?). В 1639 году он написал «Адониса». Оба последних
произведения связаны уже с новой итальянской поэзией (Тассо, Марино). Но как
именно Монтеверди трактовал свои сюжеты, каков был путь от «Орфея» к поздним
операм, столь отличным от него, судить невозможно. Если даже немногие
высказывания композитора в связи с новыми оперными замыслами и эволюция его
мадригального творчества сколько-нибудь проясняют направление этого пути, то
момент качественного перелома на нем остается неясным. Можно думать, что
произведения, созданные по заказам из Мантуи или для других дворов, сохраняли
элементы репрезентативности, дивертисментности, вообще пышного, зрелищного
спектакля. Но человеческая драма никогда не переставала захватывать
воображение композитора в первую очередь, о чем свидетельствует его особенно
обостренный интерес в 1627 году к сюжету «Мнимой сумасшедшей Ликори» (текст Б.
Строцци), который позволял выразить
Предыдущая Следующая