Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
360
оборачивается
к Эвридике — и все потеряно. Он клянет себя, терзается упреками. Раздаются
тяжелые, веские слова духа: роковой запрет нарушен. Никаких особых средств
музыкальной экспрессии здесь нет, только нарастающее напряжение декламации,
вопрос... и резкая смена колорита: в сопровождении сперва звучали виолы,
басовые лютни и чембало; когда же Орфей обернулся, инструменты смолкают и лишь
орган в низком регистре поддерживает его скорбную речь (пример 125).
В
масштабе всего произведения это еще не развязка. Она отнесена в пятый акт и
связана уже не с темой любви, а с темой искусства. Действие открывается
монологом одинокого Орфея. Ему отвечает только эхо, подхватывая его слова. Этот
прием был очень любим в музыке с конца XVI века. Он усиливал выразительность фразы, создавал
особый колорит, хорошо расчленял форму и бывал особенно уместен в сценах
одиночества. Впоследствии им воспользовался и Глюк в «Орфее». С появлением
Аполлона начинается заключительный апофеоз. Орфей и Аполлон исполняют большой,
развитой, виртуозный дуэт светло-гимнического характера — один из первых
оперных ансамблей блестящего вокального стиля. Хор прославляет Орфея. В
заключение оперы исполняется пышный балет — мореска при участии небожителей.
Это торжественное и светлое «апофеозное» пятое действие как бы отвечает
широкоразвернутым светлым пасторальным сценам первого акта.
Так
в рамках крупного пятиактного произведения очень большое место занимают праздничные
пасторальные и замкнутые музыкальные формы. Что же касается собственно трагических
коллизий, то они получают гораздо более строгое, камерное и одновременно
детализированно-декламационное выражение, словно большой оперный план сменяется
иным, требующим пристального и чуткого вслушивания в каждую интонацию. Только
в монологах самого Орфея его горестные чувства и пламенная мольба выражаются в
более развитых, порой даже (в третьем акте) виртуозных по своему времени
формах.
Вторая
опера Монтеверди, «Ариадна», хронологически примыкает к «Орфею» и написана для
такого же праздничного спектакля в период карнавала. Как. признавал сам
композитор, его волновала прежде всего человеческая драма самой Ариадны. И все
же, вероятно, она развертывалась в рамках пышного дворцового представления со
многими декоративными эффектами дивертисментного характера. Однако лучше всего
запомнилась слушателям, глубоко захватила их и приобрела всеобщую популярность
именно жалоба Ариадны, то есть музыка в трагической коллизии, а не что-либо
иное. Даже в «Орфее», который произвел в целом очень сильное впечатление на
современников, не оказалось ни одной мелодии, которая в такой мере была бы
избрана слушателями как любимейшая. Благодаря этому она и сохранилась — во
многих редакциях и обработках. «Жалоба Ариадны» стала первым оперным lamento, своего рода началом в цепи стро-
Предыдущая Следующая