Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сцена
Орфея производит впечатление большого вокального монолога в
патетически-импровизационном стиле: так с самого начала развивается вокальная
мелодия, так блестяще концертируют инструменты. Но в действительности это не
просто импровизация, а свободно варьированные строфы, которые, однако, должны
производить впечатление импровизации. Что же касается вокальной виртуозности,
то она носит здесь особый характер и призвана демонстрировать не технику
вообще, а по преимуществу приемы, характерные для стиля concitato. Так, уже в первой строфе в сопровождении двух
скрипок достаточно простая мелодия Орфея «орнаментируется» весьма своеобразно:
помимо всего прочего один звук мелодии, падающий на слог, дробится на ряд
мелких нот (шестнадцатых, тридцатьвторых и т. д.), повторяемых голосом. Эти
«биения» Монтеверди впоследствии объяснял как один из признаков
«взволнованного» стиля в инструментальных партиях. По-видимому, уже в «Орфее»
он нашел этот прием. С каждой строфой появляются новые выразительные штрихи.
Сменяется тембровая окраска в сопровождении: корнеты — арфа — виола и
контрабас. От виртуозности трех первых строф развитие идет к образному
углублению в четвертой строфе с ее более строгой мелодикой и «скорбными»
хроматизмами сопровождения, а затем к еще более «аскетичной» пятой строфе, где
мольба об Эвридике выражена в духе трагической жалобы (сопровождение струнных
идет в низком регистре). Удивительна сама динамическая линия этого монолога: от
сложности и патетики к углублению и строгой простоте, которая после пройденного
пути действует особенно сильно.
Кульминационной
сценой четвертого акта является катастрофа: последнее расставание Орфея с
Эвридикой. И снова, по аналогии с трагической ситуацией во втором акте, здесь
нет и намека на бурное движение чувств, на патетическое их выражение в крупной
музыкальной форме. Все основано на музыкальной декламации с аккордовым
сопровождением. Но характер музыкальной речи, гибкой и выразительной, а также
смены колорита в сопровождении особо выделяют эту сцену. Речь Орфея, прежде
чем он обернется, нарушая запрет, от взволнованных восклицаний переходит к
быстрой напряженной речитации (стиль concitato!)
и обрывается в своем подъеме интонацией вопроса... Тут Орфей
Предыдущая Следующая