Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Это
единство напряжения и сдержанности, силы чувств и чистой отрешенности от
внешнего драматизма и составляет особое качество трагического в «Орфее». Одни
музыкальные средства служат здесь обострению образа (интонационный строй,
развитие мелодии в целом, гармоническое движение), другие сдерживают эмоции
(медленность развития, мерность декламации, тонкость каждого штриха), тормозят
драму. Рассказ вестницы как раз не драматичен, не громок: он именно трагичен.
Его стиль в целом нов для музыкального искусства, но Монтеверди и здесь не порывает
с традициями: гармоническая выразительность рассказа вестницы всецело
подготовлена искусством мадригала, в частности гармоническим складом
мадригалов самого Монтеверди. В отличие от позднейших тенденций итальянской
оперы с ее развитой ариозностью, у Монтеверди в рассказе вестницы господствует
отнюдь не принцип крупного оперного штриха, крупного плана, а скорее камерный
принцип тончайшей мелодической и гармонической детализации.
Перелом
совершился. В скорбном ариозо прощается Орфей с землей, с небом, с солнцем.
Движение более размеренно, чем в речитативе вестницы, гармонии более просты, и
на этой основе е особой остротой звучат хроматизмы в мелодии и выступают, как
перебои в дыхании, паузы на сильных долях такта.
В
конце второго акта, после хоровой сцены, напоминался инструментальный ритурнель
— лейттема из пролога оперы.
В
центре третьего акта — большая сцена Орфея, который в страстном стремлении
вернуть Эвридику обращается сначала к Харону (чтобы тот перевез его через
Лету), затем к богам
(чтобы они отдали ему Эвридику). По самой идее Орфей должен
359
победить
темные силы Аида чудесной силой своего искусства. Он и выступает в этой сцене
как певец-виртуоз, потрясающий слушателей своим вокальным мастерством и
способный в то же время выразить глубокие чувства в проникновенно-строгой, трагичной
жалобе-мольбе, которая и смогла умилостивить богов (пример 124). Его большая, широко развитая
ария-сцена как бы противостоит мрачному колориту Аида: пение Орфея сопровождают
концертирующие скрипки, арфа и другие инструменты, подземный мир обрисован
особой «симфонией», выделяющей тяжелую звучность тромбонов (не зная музыки
Монтеверди, Глюк стремился к аналогичным контрастам в этой ситуации).
Предыдущая Следующая