Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Третий
акт привлекает внимание к чистому образу Друзиллы, беззаветно любящей Оттона.
Подозрение в убийстве падает на нее. Кормилица Поппеи обличает Друзиллу. Нерон,
под угрозой пыток, требует от нее признания. Его гнев неистов, он беснуется,
выкрикивая: «Бичевать, душить, жечь...», — и агрессивная, грубая мело-
369
дня
его ариозо дополняет облик деспота. Друзилла не выдает Оттона и принимает его
вину на себя. Ей грозит казнь. Но тут появляется Оттон, и из его признания все
узнают истину. Нерон приговаривает к изгнанию Октавию и Оттона. Теперь он
свободен и может соединиться с Поппеей. Отталкивающему образу Нерона в этих
сценах противостоит светлый образ Друзиллы и печальный образ Октавии.
Выдерживая испытание угрозами, Друзилла выражает свою решимость остаться
мужественной до конца в небольшом, серьезном и исполненном сдержанной силы
монологе. Осужденная на изгнание Октавия в глубоком горе прощается со всем, что
ей дорого, — Римом, родиной, друзьями. Ее прощание-жалоба величаво, очень
просто, очень строго по выбору выразительных средств, и лишь необычная
расчлененность в течении музыки, словно прерывистое дыхание, сообщает целому
трагический отпечаток.
Итак,
развязка драмы приносит полное торжество Нерону: противостоящие ему силы
побеждены. Опера заканчивается сценой коронования.Поппеи как жены императора и
любовным дуэтом Нерона и Поппеи. Торжественно и пышно, в присутствии консулов
и трибунов, Амура и Венеры совершается обряд коронования. Звучит праздничная
симфония для духовых инструментов (на сцене). Но композитор не был удовлетворен
таким финалом. Он предпочел после него завершить оперу большим дуэтом счастья,
достигнутого счастья любви и честолюбия. Этот последний дуэт Нерона и Поппеи
широко развернут, льется непринужденно, как любовный диалог, с репликами и
фиоритурами, ликующие герои изливают чувства, обращаясь друг к другу. Однако за
этим впечатлением непринужденности стоит крепкая, словно стянутая стальными
обручами, музыкальная форма. Помимо интонационных связей здесь действуют basso ostinato в первой и третьей частях и выдержанный почти на всем
протяжении дуэта не вполне строгий канон вокальных партий.
Предыдущая Следующая