Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Эта
«счастливая развязка» по существу не слишком оптимистична: победили сильные,
жестокие, честолюбивые, погибли, подавлены, отстранены чистые и оскорбленные.
За яркими образными контрастами и смелым обнажением правды жизни в последней
опере Монтеверди стоит и нечто большее: его философия на склоне лет, его
мировосприятие, каким оно выработалось за многие годы опыта. Нет сомнений в
том, что автор «Коронации» был сильной личностью. Он верно чувствовал
социальные и психологические противоречия, которые мог и наблюдать, и
испытывать лично. Он ценил многообразие и красоту жизни, воздавал должное мужеству,
этической чистоте, моральной стойкости. Но похоже на то, что он разуверился в
возможной победе справедливости и, желая: быть правдивым, не скрывал этого. Как
видим, драматургическая концепция последней оперы Монтеверди достаточно широка.
Ее смелость в самом деле сродни Шекспиру. Быть может, именно поэтому пример
Монтеверди оказался недосягаемым для ближайших поколений в оперном искусстве.
370
Историческое
положение Монтеверди исключительно для его эпохи. С одной стороны, он
реализовал ее высшие художественные возможности и тем самым как бы прорвался в
будущее. С другой — он не принадлежит к типичным ее явлениям.
Как
создатель «взволнованного» стиля, например, Монтеверди бесспорно наилучшим
образом выразил динамику своей эпохи. Чрезвычайно динамичными были в своем
восприятии мира и итальянские живописцы середины XVII века — Валерио Кастелло, Франческо Маффеи и в
особенности Себастьяно Маццони. Но какой бурной ни была бы их динамика в
передаче эмоций, действий, явлений природы, все эти страсти и этот вихрь, новые
смелые приемы и средства выразительности еще далеко не связаны с образами и
концепциями монтевердиевской силы и значительности.
Как
представитель нового стиля («новой практики» — по словам композитора) и
одновременно полифонист, развивающий лучшие традиции XVI века, Монтеверди тоже вышел на магистральную линию
музыкального развития от эпохи Ренессанса к XVIII веку. Но и здесь он далеко вырвался из ряда
типических явлений своего времени, поскольку достиг художественного синтеза,
еще недоступного другим его современникам.
Предыдущая Следующая