Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Венецианская
оперная школа, которая складывается к середине XVII столетия, имеет наибольшее право называться именно
школой в истории итальянского оперного театра. После первых экспериментов во
Флоренции, после разнонаправленных оперных исканий в Риме, вслед за уникальными
произведениями Монтеверди в Венеции оперное искусство входило, так сказать, в
определенную колею. Сформировались и получили продолжение определенные типы
опер — в смысле трактовки сюжетов, понимания музыкальной драматургии, интереса
к излюбленному кругу образов, соотношения речитативных и ариозных форм,
композиционных принципов арии и т. д. Венецианская школа несомненно
унаследовала из опыта ближайшего прошлого многое, что в е е условиях и на новом
историческом этапе оказалось жизнеспособным и перспективным. Вместе с тем в
Венеции прижилось далеко не все, что в свое время было достигнуто усилиями
«первооткрывателей». В частности, комические элементы и черты комедии дель
арте, так или иначе ощутимые в римском театре, возымели свое действие и на
венецианскую оперу, но как бы преобразились внутри иного целого — произведения
на мифологический или исторический сюжет.
Судьба
комического, комедийного начала в итальянской опере XVII века вообще достаточно своеобразна. По меньшей мере
от опер Стефано Ланди до «Возвращения Улисса» и «Коронации Поппеи» Монтеверди
комическое включается в серьезный оперный жанр. Несколько позднее комическая
опера, казалось бы, уже рождается в Италии — и это происходит параллельно
развитию
371
венецианской
оперной школы. Как ни странно, именно во Флоренции, на первых порах столь
далекой от комедийного понимания «драмы на музыке», новый оперный театр délia Pergola
открылся в 1656 году премьерой комической оперы — со всеми признаками этой
новой разновидности жанра. Автором оперы был Якопо Мелани, и называлась она
«Танча, или Деревенский подеста». Литературной основой для нее послужила
комедия Микеланджело Буонарроти («Танча», 1611) из сельской жизни, с диалектальными
тосканскими элементами. Либретто составил Андреа Монилья. Театр délia Pergola был
основан местной знатью и студентами, входившими в академию Неподвижных (Immobiii), покровительствовал ему кардинал из рода Медичи. В
составе труппы находились первоклассные певцы и сильные инструменталисты. Автор
либретто «Танчи» Монилья писал впоследствии в предисловии к своим сочинениям,
что успех ее был исключительным и на спектакли приезжали зрители-слушатели не
только из других городов Италии, но и из других государств.
Предыдущая Следующая