Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
тексте либретто сохранены диалектальные черты. Обычный для того времени
комедийный сюжет развит умело и динамично. В отношениях двух влюбленных пар
выделены даже чувствительно-лирические стороны (что не было характерно для
Буонарроти). Введен прием пародии на мифологическую оперу: ловкие и остроумные
слуги дурачат деревенского скупца, препятствующего браку своей дочери, и
заставляют его заклинать духов, якобы владеющих кладом. В сравнении с
единичными римскими операми-комедиями Мелани проявил большое мастерство и
расширил музыкально-драматургические рамки этого типа оперы: поставил в ряд с
шуточно-народными ариями-песенками развитые лирические арии и создал первые
образцы комедийных ансамблей-финалов, например драматический финал второго акта
— похищение девушки во время всеобщего замешательства на балу. В остальном
средства музыкальной выразительности в «Танче» не отличаются особенно резко от
средств и приемов других, некомедийных опер того времени. Однако в «Танче» сам
музыкальный язык становится более конкретным, более жанровым, нежели в
операх-пасторалях, операх-балетах на условно-мифологические сюжеты. Яркие, характерные
музыкальные образы создаются, к примеру, в двух ариях этой оперы: в веселой
песенке деревенской девушки Танчи и в лирической арии Изабеллы.
Песенка
Танчи приобрела в Италии всенародную популярность. Ее легкие, закругленные
песенно-плясовые мелодические фразки, перемежающиеся краткими живыми
ритурнелями двух скрипок с басом, явно предвещают мелодический стиль будущей
оперы-буффа (пример 127).
Печальная ария Изабеллы, порвавшей со своим возлюбленным, проникнута
лирическим чувством — такова здесь трактовка оперного lamento. Мелодия изобилует характерными «вздохами», с вокальной
партией соревнуются партии двух концертирующих скрипок. Развитому стилю
изложения соответствует и крупный масштаб целого, причем композиция подчинена
372
новому
и любимому тогда приему формообразования: вся ария идет на basso ostinato (хроматически
ниспадающая линия). Все это, так же как выбор тональности (g-moll), в
дальнейшем станет типичным для оперного lamento, но не сдержанно-трагического, а скорее
чувствительного характера.
Предыдущая Следующая