Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Однако
опера-комедия этого образца все же не получила последовательного развития в XVII веке. В театре délia Pergola шли и другие комические оперы того же Мелани и
Доменико Англези. Наряду с ними ставились в пышном сценическом оформлении и
серьезные мифологические оперы, например «Гипермнестра» Ф. Кавалли. Но все это
продолжалось недолго: театр закрылся в 1662 году, просуществовав, таким
образом, только пять лет. Как и в Риме, существование оперного театра зависело
в данном случае от личности властителей. Умер кардинал, покровительствовавший
театру, герцог же Тосканский Козимо III Медичи
не склонен был поддерживать оперу. С тех пор помещение театра délia Pergola служило
только для устройства всевозможных состязаний и балов.
Постановка
оперного дела в Венеции впервые не испытывала прямой зависимости от двора или
церкви. Пусть даже художественные возможности публичных, коммерческих театров
были скромными в сравнении с богатыми придворными сценами, но оперная жизнь
города была устойчивой, не прерывалась, количество театров возрастало (бывали
годы, когда действовало одновременно восемь театров!), возникала
преемственность в оперном творчестве и его сценическом воплощении. Если начало
комической оперы во Флоренции рано оборвалось, то и эта своеобразная линия
оперного искусства была в некоторой мере подхвачена венецианским оперным
театром, получила в нем новое отражение. Опыт театра délia Pergola не прошел бесследно для
Италии, ибо стимулы к созданию комической разновидности жанра там существовали
давно (вспомним мадригальные комедии), хотя история собственно итальянской
оперы-буффа развернулась значительно позднее.
Первый
оперный театр в Венеции был открыт в 1637 году оперой «Андромеда». В ее
создании сотрудничали видные тогда венецианские художественные деятели:
композитор Франческо Манелли, поэт и музыкант, руководитель театра Сан Кассиано
Бенедетто Феррари (автор либретто). Начиная с 1639 года в том же театре
постоянно работал Франческо Кавалли. О постановках пяти опер Монтеверди в
Венеции 1639—1642 годов у нас уже говорилось. Отсюда и пошла история венецианской
оперной школы, первые страницы которой были столь блистательными. В дальнейшем
ее движении пример Монтеверди возымел весьма своеобразное значение: если он
многому и научил композиторов младшего поколения, то полностью они за ним не
последовали. Скорее молодой Кавалли, который тоже учился на примере
Монтеверди, проложил колею для развития венецианской творческой школы с ее
типизирующими тенденциями. Монтеверди же был слишком инди-
Предыдущая Следующая