Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
372
видуален,
слишком многообразен, чтобы дать типические образцы искусства. Он оставил не
традиции, не образцы, а прозрения, не колею, не русло, а перспективу.
История
венецианской оперы очень тесно связана с характером венецианской театральной
жизни. Оперные театры конкурировали друг с другом, аудитория необычайно живо откликалась
на новые постановки. Коммерческая организация театрального дела диктовала иное
отношение к публике, чем где-либо в театре Барберини, откуда можно было грубо
выдворить скромного посетителя. Если зал театра не был полон к началу
спектакля, в театр иногда бесплатно допускался простой народ; а в присутствии,
например, гондольеров администрация была даже заинтересована: они более, чем
кто-либо, общались с населением города и разносили молву о спектаклях. Сами
театральные условия сложились здесь поначалу своеобразными: знать закупала
ложи, остальные места не были нумерованы, зал не освещался (светильники
помещались только на сцене), и зрители, чтобы взглянуть по ходу действия в
либретто, пользовались небольшими восковыми свечками. Либреттисты сперва
ничего не получали за свой труд, кроме права свободного входа в театр.
Композиторы и певцы оплачивались скромно. Хоры со временем были вытеснены из
венецианской оперы. Основой оркестра оставался струнный состав с клавишными
инструментами (для basso continuo), а в особых
ситуациях звучали духовые различных тембров.
Оперные
спектакли шли в определенные сезоны: с 26 декабря до конца марта, от окончания
пасхи до 15 июня, с 15 сентября до конца октября (то есть исключались посты,
большие праздники и наиболее жаркие летние месяцы). За годы от открытия первого
публичного театра до конца XVII века в
Венеции было поставлено более 360 оперных произведений, выдвинулись десятки
композиторов. Само название «опера» (сменившее первоначальные обозначения «dramma per musica», «favola in musica»)
утвердилось именно здесь. Как известно, итальянское слово «opera» переводится, как «работа», «дело», «произведение».
Первая опера Кавалли «Свадьба Фетиды и Пелея» была обозначена как «opera scenica», то есть «сценическое произведение». Далее в Венеции
в массовой практике оперных театров слово «опера» приобрело уже специальный,
узкий смысл, как название определенного жанра музыкального произведения для
сцены, то есть оперы в нашем понимании. Там же стало обычным слово «либретто»,
буквально переводимое как «книжечка» (от «libro» — «книга»), поскольку тексты опер распространялись
для посетителей театра в книжках малого формата. Само понятие «либретто» как
литературная канва оперы — в отличие от «поэзии» как ведущего начала «dram-ma per musica» —
утвердилось тоже в Венеции, где музыка бесспорно возобладала над поэзией. И
поскольку явления оперной жизни приобрели здесь впервые массовый характер,
именно это понимание терминов «опера» и «либретто» утвердилось в истории.
Предыдущая Следующая