Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Однако
главная сила музыки" в «Золотом яблоке» далеко не совпадает с действием
сценических эффектов. Чести даже не всегда выдерживает принцип крупного штриха,
широкой картинности, как можно было бы ожидать. Он выписывает изящные детали,
кладет нежные краски, задерживается на легких комических эпизодах, прежде чем
перейти к картинам и эмоциям более крупного масштаба. В сценах же бесконечных
столкновений богов и героев, где все весьма репрезентативно, музыка нередко
отступает на второй план, как бы стушевываясь в скромных речитативах. Она
иногда даже по-своему декоративна, например в хорах пролога, в широких
фиоритурах вокальных партий (басовые пассажи у Плутона, изящные колоратуры у
Венеры). Но истинное господство принадлежит ей у Чести в сценах лирических, в
ариях-lamento (например, в упомянутой арии Энноны), в партии
Париса, когда он испытывает сомнения и тревогу, в характеристике пленительной
Венеры. Музыка Чести вообще менее всего соответствует космическим масштабам
драмы, очень сдержанно иллюстрирует потрясения и катастрофы, не отличается
особенной характерностью, к примеру где-либо в трио фурий, хотя и находит
впечатляющие приемы в сцене землетрясения (тремолирующий хор без слов,
передающий чувство ужаса). Музыкальные формы оперы скромны, не очень
развернуты, письмо прозрачно, колорит едва намечен (медные в инфернальной
сцене), но обычно неярок. Лирика у Чести благородна, скорее женственна, чем
сурова, даже в выражении скорби, она трогает и пленяет своей нежностью,
элегичностью, но не потрясает, не уязвляет душу.
Вероятно,
не музыка находилась в центре внимания посетителей этого торжественного
спектакля: она скорее лишь «сопровож-
384
дала»
пышное феерическое зрелище. Она могла в отдельные моменты более или менее
близко соприкасаться с декоративным искусством Бурначини, но в целом была
другой. И все же ее роль в оперном синтезе искусств несомненна: в бурном,
преувеличенно-барочном водовороте событий на земле, над землей и под землей
она на минуты останавливала их, чтобы приблизить слушателей к внутреннему миру
человека, к его печали или душевному подъему. Она на миг как бы сменяла
масштаб действия, а затем все по-прежнему двигалось дальше, и музыка уже шла за
событиями, по преимуществу только иллюстрируя их.
Предыдущая Следующая