Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Чести
был одним из тех итальянских композиторов, которые вывели национальное оперное
искусство за пределы страны. Вскоре после того, как Кавалли побывал со своими
операми в Париже, Чести начал работать в Вене и положил начало
непосредственному знакомству местной аудитории с лучшими образцами современной
итальянской оперы. Постепенно Вена сделалась своего рода филиалом итальянской
оперной школы, которую представляли в ней Антонио Драги, Антонио Кальдара,
Джованни Баттиста Бонончини.
Из
опер Чести нам доступны только фрагменты «Дори» (1661) и партитура «Золотого
яблока» (1667). Между тем от первой оперной постановки Чести в 1649 году до его
последней оперы («Агрия», Венеция, 1669) прошло два десятилетия, и композитор,
надо полагать, значительно эволюционировал за это время. Сюжеты он обычно
избирал античные — мифологические или историко-легендарные: «Влюбленный Цезарь»
(1651), «Великодушие Александра» (1662), «Торжество Нептуна и Флоры» (1666),
«Семирамида» (1667) и другие.
В
опере «Золотое яблоко» дана необычайно пышная, с массой специально изобретенных
эффектов интерпретация мифологического сюжета (либретто Ф. Сбарры). Спектакль
входил как часть в великолепное карнавальное празднество по случаю свадьбы
императора Леопольда I с Маргаритой
Испанской и длился в общей сложности более шести часов. Он состоялся в новом
роскошном театре на пять тысяч зрителей, в богатых барочных декорациях Л.
Бурначини; пять актов включали шесть-
383
десят
семь различных сцен, со сменами декораций: «Театр австрийской славы»
(аллегорический пролог), пиршество богов на Олимпе, Аид, дворец Плутона,
арсенал Марса (с новейшими пушками и ядрами), дворец Париса, штурм крепости,
сады Венеры, бурю на море, страшное землетрясение, идиллию на лоне природы,
явление Паллады с громом и молнией, пастораль и т. д. Такие сценические эффекты
извлечены из мифа о юноше Парисе (сыне троянского царя), который был призван
рассудить спор трех богинь и вручить золотое яблоко красивейшей из них. Разумеется,
миф остался лишь скромным поводом для развертывания фантастической фабулы,
строящейся в основном на интригах богов с вызванными их волей грандиозными,
чуть ли не космическими потрясениями. В прологе Слава Австрии, Амур и Гименей
превозносят императора Леопольда (в центре сцены — его фигура на вздыбленном
коне), его могущество, его владения (на сцене — персонифицированные Испания,
Италия, Венгрия, Богемия, Америка...). В апофеозе выступает Юпитер и предлагает
вручить яблоко той, кто обладает величием Юноны, мудростью Паллады и красотой
Венеры, то есть Маргарите Испанской, новобрачной супруге императора. Итак,
сама мифология «перестраивается» в беззастенчивый придворный панегирик.
Предыдущая Следующая