Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
примерах оперных произведений Чести становится ясно, как в итальянской опере
после середины века чисто музыкальное начало, с одной стороны, и декоративное —
с другой, берет верх над драмой, драматическим содержанием и развитием. Чести в
этом смысле был отнюдь не одинок. Подлинно драматические концепции оказались
недоступными в оперном искусстве после Монтеверди. Общественная атмосфера
Италии не способствовала подъему серьезного драматического искусства. На
оперной сцене господствовали лирические чувства или пышная декоративность
дворцового спектакля. Отчасти как реакция на напыщенный стиль придворного
искусства с его холодной внешней грандиозностью возникло и развилось увлечение
чисто лирической, любовно-лирической тематикой. Со времени Чести развитие
пышной декоративности в опере идет рука об руку с углублением в мир
лично-лирических чувств человека. Это и приводит к тому, что музыка — как
лирическая или как декоративная — торжествует победу в опере над драмой,
У
Чести по-своему продолжается выработка типичных приемов оперной выразительности
как собственно музыкальной выразительности. Особенно характерны для него
лирико-патетические и легкие грациозно-женственные образы. Примером величавой
лирики в лучших традициях итальянской оперы может служить небольшая ария Энноны
из оперы «Золотое яблоко»: она обращается к Парису, который ее покинул, с
горестными вопросами («Парис, Парис, где ты?»). Мелодия вырастает из
выразительных
382
декламационных
возгласов, как это бывало у Монтеверди в аналогичных случаях (пример 129). Подобно
Кавалли, Чести стремится к укреплению единства внутри арии, к тематической
концентрации, причем объединяет вокальные строфы и ритурнели, порой даже
связывая их интонационно. По типу арий строятся у него и дуэты. Они, в
сущности, являются «ариями для двоих», по итальянскому выражению, и для них не
характерна еще индивидуализация партий: голоса или имитируют друг друга, или
движутся параллельно.
Наряду
с лирико-патетическими или лирико-грациозными образами в операх Чести
возникают и образы героические, хотя они менее близки характеру его дарования.
Типичное выражение героического, воинственного начала связано с фанфарами, сигналами,
бравурными пассажами, словом, с простейшим пониманием образа. Особенно это
ясно в прологах, прославляющих Марса как бога войны. Очень скоро подобная
«воинственная» тематика станет обозначать на оперной сцене не обязательно
образы войны: она получит более общий смысл выражения душевного подъема, взрыва
энергии (призывы к мести, ревность, бушевание страстей). На венецианской
сцене нередко раздавались возгласы «All'armi!» («К оружию»), «Vittoria!» («Победа!»). Это сплошь и рядом не были собственно
военные кличи: так рождалась музыкальная метафора подъема страстей.
Предыдущая Следующая