Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
385
Неаполь
дал со временем поистине массовую оперную продукцию, более обширную, нежели
Венеция. Местные композиторы как на подбор отличались необычайной
плодовитостью, творческая школа крепла и разрасталась, легко порождая
эпигонство. Это отчасти обусловлено тем, что в Неаполе окончательно сложился,
созрел тот тип оперы и оперной драматургии, который уже складывался в Венеции.
Неаполитанская опера твердо заявила о себе как музыкальное произведение для
театра, как композиция, в которой преобладающие лирические чувства получили
типическое музыкально-обобщенное выражение. Если то был спектакль
празднично-придворного назначения, в нем еще акцентировались
«чудесно»-декоративные, постановочные стороны оперного искусства. С этой
определенностью общей концепции жанра стояла в связи и дальнейшая четкая
кристаллизация оперных форм, приемов формообразования, стиля изложения,
понимания вокальных партий и роли оркестра.
Неаполитанская
оперная школа, сложившись позже других оперных направлений, оказалась особенно
далека от исходных принципов и устремлений флорентийской камераты. В 1670—1680
годы неаполитанцы пересмотрели и переслушали десятки венецианских опер и,
отталкиваясь от достижений Венеции, положили начало новому творческому
движению. Общественные условия для создания оперы в Неаполе были
своеобразно-трудными, противоречивыми. Быть может, именно в Неаполе с особой
силой выступили противоречия той эпохи, с которыми сталкивалось развитие
оперного искусства в Италии. Неаполитанское королевство находилось, как
известно, до начала XVIII века под властью Испании.
Город с богатой народно-певческой культурой, город, где скрещивались также
испанские, французские, австрийские влияния, музыкальный центр с живой,
экспансивной, отзывчивой оперной аудиторией, Неаполь одновременно был
резиденцией властителей неаполитанского королевства. Неаполитанский двор предъявлял
свои требования к оперному искусству. Они могли отнюдь не совпадать с тем, чего
желала большая оперная аудитория.
Неоценимое
значение для развития профессионального оперного театра имели в Неаполе его
консерватории — музыкально-учебные заведения закрытого типа, готовившие
исполнителей и композиторов и прославившиеся прежде всего своими певцами.
Итальянские консерватории не сразу получили такое профессиональное назначение.
Они первоначально складывались по частной инициативе, как приюты для сирот и
подкидышей, и находились под большим воздействием церкви: дети получали весьма патриархальное
воспитание, занимались ремеслами. Но постепенно музыка заняла первое место в
системе образования и консерватории превратились в закрытые музыкальные школы.
Обучение велось систематично: много часов отводилось на специальные упражнения,
на изучение теории и даже композиции. Преподавали известные музыканты, нередко
композиторы. При всей замкнутости этих учебных заведений, выпускавших
первоклассных музыкантов, воспитанники временами поднимали настоящие
Предыдущая Следующая