Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
386
бунты,
жалуясь на тяжелые жизненные условия. В Неаполе к началу XVIII века существовали три старейшие консерватории — Délia Pietà de'Turchini, Die Poveri di Gesu, Cristo Di sant'Onofrio— и четвертая — Santa Maria di Loreto. Из их стен вышло множество крупнейших певцов и
известных композиторов XVIII века. В
соответствии со вкусами и обычаями времени певцы были в большинстве кастратами.
Это уродливое отношение к вокальному искусству распространилось в XVII веке и на оперу (ранее кастраты пели в папской
капелле, куда не допускались женщины). Хотя официально производить
соответствующую операцию запрещалось, в консерваториях обходили запрет и
лучшим певцам еще в ранней юности делали ее, в результате чего они сохраняли
высокий и гибкий женоподобный голос, развивая в то же время его большую силу.
Участие кастратов мы уже отмечали в «Коронации Поппеи» Монтеверди, то есть еще
в 1642 году. Оно встречалось и раньше. Со временем партии для певцов-кастратов
стали обычными в итальянских операх и в ролях героев, полководцев, юных
любовников, как правило, выступали кастраты — альты или сопрано.
С
неаполитанскими консерваториями связана деятельность первого из видных оперных
композиторов Неаполя — Франческо Провенцале (ок. 1627—1704). Он был педагогом в
консерватории Santa Maria di Loreto, затем
директором консерватории Delia Pietà de'Turchini. У него
учились Леонардо Лео, Доменико Сарри, возможно, Алессандро Скарлатти, многие
другие неаполитанские композиторы. Оперное творчество Провенцале очень мало
изучено. Судя по опубликованным фрагментам, он был серьезным музыкантом
(отличный органист!), перенесшим в оперу богатый художественный опыт.
Большинство его оперных произведений относится к третьей четверти XVII века. Как и другие современники, Провенцале
предпочитал античные мифологические и историко-легендарные сюжеты, но не
чуждался, по-видимому, и комедийных. Музыка его всегда интересна и содержательна,
известные нам его арии величавы и лиричны, мелодически грациозны, пластичны,
отличаются оригинальностью гармоний, цельностью форм. Нет сомнений в значительности
его музыкальных замыслов, но трудно сказать, насколько они характерны именно
для неаполитанской школы: Провенцале начал работать над оперой, когда этой
школы еще не было в природе. Он скорее предшественник, чем основатель ее.
Предыдущая Следующая