Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Серьезный
и необыкновенно плодовитый композитор, разносторонне одаренный, неутомимый в
труде, Скарлатти явно не находил себе места в Италии и вынужден был метаться
между Неаполем, Римом и Флоренцией. Между тем все, что о нем известно, никак не
позволяет заподозрить его в легкомысленной «охоте к перемене мест». Он создал
более 125 опер, более 800 кантат, огромное множество ораторий и духовных
произведений, писал также инструментальную музыку. Если вспомнить вдобавок, что
Скарлатти почти всегда служил, выполняя обязанности капельмейстера или
педагога, то станет ясно, что каждый день, если не каждый час его жизни был
отдан сосредоточенному труду. Он не искал освобождения от работы, а стремился
лишь найти такие возможности для нее, чтобы написанное исполнялось, —
естественное желание для первоклассного композитора, не так ли?
Опера
была для Скарлатти важнейшей областью творчества. Однако опыт работы в других
жанрах, значительный и сам по себе, тоже сказался на оперных произведениях
композитора. Нигде в такой степени, как в кантате того времени, итальянские
388
музыканты
не могли уделять столь пристального внимания деталям изложения, особенно в
вокальных партиях, разрабатывать тонкости и даже экспериментальные сложности
музыкального языка, в частности гармонии. Кантата или камерный жанр, помимо
специального назначения, служили и своего рода лабораторией для оперы. Во
многом была связана с оперой и оратория в ту эпоху. Что же касается различных
жанров духовной музыки, то они были важны для Скарлатти своими полифоническими
хоровыми традициями. В отличие от большинства оперных авторов следующих
поколений Скарлатти свободно владел полифонией и имел к ней вкус: это заметно
по складу его оперного письма, по увертюрам, по партиям концертирующих
инструментов и их соотношению с голосом. Иными словами, для Скарлатти как
автора опер оказалось немаловажно то, что он был не только оперным
композитором. Это, вне сомнений, обогатило его оперные партитуры.
О
художественных вкусах Скарлатти в целом можно отчасти судить по его связям с
так называемой Аркадской академией, объединившей в Риме поэтов, музыкантов,
ученых, просвещенных любителей искусства и знатнейших меценатов. «Аркадия» была
основана в 1690 году по инициативе ряда деятелей преимущественно из круга
Христины Шведской (умершей к тому времени). Ее собрания проходили в садах
маркиза Русполи на Эсквилине, ей покровительствовал кардинал Оттобони, который
предоставлял для концертов оркестр и первоклассных солистов, ибо в его ведении
была папская капелла. Среди основателей Аркадской академии находим поэта
Джованни Винченцо Гравину, историка Джованни Мария Кресчимбени, других поэтов и
музыкантов. Концерты и литературные чтения, музыкальные и поэтические
состязания, устраиваемые этим сообществом, привлекали лучшие музыкальные силы
Рима, а также крупнейших приезжих артистов. Членами «Аркадии» были скрипач и
композитор Арканджело Корелли, клавесинист, органист и композитор Бернардо
Пасквини, Алессандро Скарлатти, позднее Бенедетто Марчелло. Весной 1708 года в
кругу Аркадской академии постоянно бывал Гендель, который написал тогда ряд
произведений для исполнения в ее концертах.
Предыдущая Следующая