Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Эстетические
взгляды представителей «Аркадии» отчетливо выражены главным образом в сфере
поэзии. По самому своему смыслу (древнегреческая Аркадия — край пастушьих
племен, воспетый поэтами как идиллический край естественной, близкой к природе
жизни) Аркадская академия восставала против искусственной, вычурной поэзии
«маринистов», против условности, напыщенности стиля — за обращение к
естественным чувствам, искренности, простоте. Впрочем, в поэтических
произведениях аркадийцев, в их поэмах, сонетах и мадригалах возникала и своя условность,
идущая от галантной пасторальной идиллии. Члены «Аркадии» носили имена
идиллических пастушков: Скарлатти был «Терпандро». Собирались они на лоне
природы, занимались поэтической (и музыкальной) импровизацией, устраивали
празднест-
389
ва
по античному образцу. Трудно заметить, как именно сказались воззрения и вкусы
аркадийцев на музыкальном искусстве, культивируемом в их кругу. Вероятнее
всего, что эмоциональный тонус сочинений Скарлатти и Корелли в общем
соответствовал тем художественным критериям, которые действовали в этой среде.
Вероятно также, что самому Скарлатти, с его пониманием оперы как драмы чувств,
были достаточно близки идеалы «Аркадии». Идиллия, в частности пасторальная
идиллия, и у него зачастую становится образным воплощением полноты счастья.
Помимо всего прочего связи Скарлатти с Аркадской академией давали ему
необходимое ощущение художественной среды, причем среды просвещенной, даже
избранной, какую он вряд ли мог найти тогда в иных условиях.
Будучи,
вне сомнений, основателем неаполитанской оперной школы и наметив ее важнейшие
характерные черты, Скарлатти, однако, не может полностью отвечать за ее состояние
в последующие годы: эпигоны еще сузили его оперную концепцию, преувеличили
роль виртуозного пения и певцов в оперном театре, превратили типические
выразительные приемы в шаблонные.
Как
и венецианские композиторы, Скарлатти обращался в опере к различным сюжетам —
историко-легендарным, античным мифологическим, даже комедийным. К ряду его
серьезных опер добавлялись вставные комические сцены, которые могли быть исполнены
отдельно и переставлены из оперы в оперу (как интермедии). Приходилось Скарлатти
сочинять вставные арии и целые акты для опер других композиторов. Это было
связано с практической, театральной необходимостью. Но и сам метод сочинения
опер становился таким, что подобные задачи никого, видимо, не смущали. В
операх Скарлатти еще меньше, чем у венецианцев, заметны различия в отношении к
сюжетам мифологическим, легендарно-историческим или комедийно-бытовым. Для
него существуют люди и их чувства в определенных ситуациях, а не исторический
колорит и не стилизация античности. Даже действия и поступки героев отходят на
задний план: важны предваряющие их или вызванные ими эмоции. Трудно говорить и
о характерах (как это понимал, например, Монтеверди) : их обрисовка возникает
только из выражения нескольких эмоций, не слишком к тому же индивидуализированных.
Предыдущая Следующая