Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Для
Скарлатти уже не было выбора: музыка или драма. Он целиком отдает преимущество,
даже монополию музыке. При этом музыка оперы отражает, так сказать, лишь
лирические вершины текста, а не все его развитие. И само это отражение принимает
постепенно музыкально-обобщенный характер, основывается на стремлении к
типизации. Выражение любовной скорби и тоски или чувств героического подъема
будет сходно у разных героев, будь то персонажи комедии или пасторали,
исторические личности или мифологические образы. Историко-легендарные сюжеты
давали, видимо, только больше возможностей, больше простора для этого круга
эмоций, поскольку несли с собой героику как
390
таковую.
В остальном же любовные объяснения, сцены ревности, жалобы (lamento), гнев, душевный подъем, жажда мести, идиллические
настроения получают музыкально-обобщенный смысл подобно тому, как эмоционально
«наполнялись» части инструментальных произведений в ту пору. Единство оперной
композиции поддерживается в этих условиях не единством драмы, не
последовательностью характеров, а чисто музыкальными соотношениями частей
внутри акта. В связи с этой основной художественной тенденцией находится и
постепенная кристаллизация всех приемов музыкального письма в опере, которую
уже можно было заметить на примерах Кавалли. У венецианского автора эти
типичные приемы явно намечались, у Скарлатти они созревают, после него
становятся шаблонными.
Бесспорным
средоточием выразительности в неаполитанской опере стали развитые и завершенные
музыкальные номера — арии и дуэты. Установились типы и формы арий, их функции в
отличие от речитатива, принципы соотношения вокальной партии и оркестра.
Речитатив
уже у Скарлатти становится, как правило, изложением драматического содержания
оперы: в него отходит все, что относится собственно к действию, к событиям. Не
слушая речитатива, нельзя понять, что происходит на сцене. Он не задерживает
сценическое движение, его музыка быстро следует за текстом. Впрочем, таков лишь
речитатив secco, то есть «сухой», свободный,
почти «говорной» (идущий от римских опер комедийного плана), поддерживаемый
лишь аккордами клавесина по цифрованному басу. В отличие от secco «аккомпанированный» речитатив (accompagnato) характеризуется большей напевностью, ритмической
точностью, поддержкой инструментального ансамбля, партии которого выписаны, а
выразительная роль значительна. Этот тип речитатива более всего наследует
традиции выразительной напевной декламации ранних опер или Монтеверди, но все
же отличается от нее «открытостью» формы при большой самостоятельности
сопровождения. Он отмечает моменты наивысшего душевного подъема и встречается
на пиках напряжения, то есть редко, как сильный драматический эффект.
Предыдущая Следующая