Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
ариях и других замкнутых музыкальных формах оперы действие задерживается, и
чисто музыкальное начало побеждает драматическое. Как правило, ария у Скарлатти
воплощает один образ, выражает одно чувство или противопоставляет две стороны,
две грани образа — по контрасту. Первая фраза текста получает, так сказать,
заглавное значение: она «объявляет» эмоциональный смысл целого. Далее слова и
фразы могут повторяться столько раз, сколько потребуется музыкальным
формообразованием. Скарлатти предпочитал форму da capo, то есть репризную трехчастную, как наиболее
замкнутую и стройную. Оперные певцы обычно импровизировали множество украшений
в репризе, которые тем более выделялись, что при первом звучании эта же музыка
была слышна в первоначальном композиторском изложении. Внут-
391
ри
арии продолжался процесс тематической концентрации — в развитие композиционного
метода венецианцев. При этом вокальный стиль Скарлатти был уже много богаче и
сложнее, чем у его предшественников. Наряду с ариями в народном духе сицилианы,
с широкими кантиленными мелодиями, с песенно-танцевальными, у него немало
виртуозных, бравурных арий широкого плана. Нередко голос вступает в
соревнование с инструментом или двумя инструментами: кроме партии basso continuo выписаны партии концертирующей скрипки или других
инструментов, причем композитор обнаруживает мастерство полифонического письма.
При всем многообразии арий у Скарлатти, который обладал редкостным
мелодическим дарованием, в его операх отчетливо выделяются образные типы их,
связанные с определенными ситуациями (то же самое происходит и в дуэтах).
Так,
душевный подъем часто вызывает схожие музыкальные образы — будь то воплощение
чувства бурной радости, торжества, мести, ревности, будь то призывы к сражению,
к борьбе и т. д. Мелодия в этих случаях становится бравурной, взлетающей вверх,
ритм — энергичным, иногда маршевым, движение — стремительным, звучность
сильной (концертируют порой медные инструменты, нередко с
воинственно-фанфарными элементами). Для арий-lamento особенно характерны сдержанная в своем движении кантилена,
минор, интонации «вздохов», медленные или умеренные темпы (сарабанда, в
частности), гармоническая острота (II пониженная
ступень лада), сочетание плавности и возгласов в мелодии. Легкие, динамичные
арии — буффонные или просто веселые — нередко выделяются живой мелодической
«скороговоркой» в быстром темпе и грациозном песенно-танцевальном движении
(часто на 3/8), простотой и ясностью сжатой формы, прозрачностью
изложения. Светлые, спокойно-идиллические арии иногда выдержаны в движении
сицилианы и приобретают пасторальный оттенок. Их эмоциональные рамки —
желанный покой, добродетель, идиллия, мечтательное созерцание — поистине мир
«Аркадии».
Предыдущая Следующая