Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
И
в lamento, и в идиллической пасторали, и в легком ариозном
стиле, и в бравурно-героических ариях Скарлатти в конечном счете исходит из
исторически сложившихся, отчасти жанрово-бытовых приемов музыкальной
выразительности: из народных плачей, из сицилианы, из неаполитанской песенки,
из фанфар и военных сигналов. При этом он свободно развивает знакомый, ходовой
интонационный «фонд» в богатом, зрелом, уже отшлифованном оперой вокальном
стиле.
Вокальное
начало, мелодия певца бесспорно преобладает в операх Скарлатти и является их
ведущей силой. Но и оркестровая партия у него выполняет важные художественные функции.
Оперный оркестр Скарлатти вполне сложился на основе заложенных еще
венецианской школой принципов. Роль его повсюду активна в опере, за исключением
речитатива secco, партии струнных и духовых
по-новому дифференцированы, часто требуется концертирование инструментов.
Определенные приемы выделения
392
тембров
связаны с типичными оперными ситуациями: деревянные духовые звучат в
пасторальных, идиллических сценах, трубы — в воинственно-подъемных, тромбоны —
в особо мрачных, таинственных и т. д.
Параллельно
кристаллизации типов арий и речитативов у Скарлатти происходит и созревание
трехчастной оперной увертюры, которая еще называлась «sinfonia». После увертюр Ланди, Монтеверди, венецианцев в
неаполитанской школе устанавливается тип так называемой итальянской увертюры,
то есть циклической оркестровой пьесы из трех частей: быстрой,
активно-полифонической — спокойной, кантиленной и — моторного (иногда
танцевального) финала. Этот тип цикла стоит в определенной связи с развитием
инструментальной музыки того времени, с тенденцией к цикличности и
сопоставлению контрастных частей внутри цикла. Оперная sinfonia не имеет каких-либо резких отличий от других инструментальных
циклов. Для нее характерны разве лишь более простые общие контуры и более
крупные штрихи, не показательные для камерных жанров. Что касается связей
увертюры с оперой, которую она открывает, то они, как правило, еще не
обозначились, хотя в отдельных случаях могут и присутствовать.
Предыдущая Следующая