Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Общий
склад изложения в операх Скарлатти (в увертюре с ее выписанными партиями, в
вокальных номерах, где фиксированы партии голоса, концертирующего инструмента и
continuo) соединяет полифонические и гомофонные приемы. С
одной стороны, контрапунктирование мелодий, частые имитации, специфическая
пассажность в общих формах движения обнаруживают полифонические истоки этого
стиля. С другой стороны, четкий тональный план арий, танцевальное движение,
многие особенности мелодико-ритмической структуры (периодичность,
секвенционность, гармоническая завершенность построений, мотивное членение)
свидетельствуют о кристаллизации гомофонного письма. Преобладание мелодии в
конечном счете обеспечивает победу именно этих тенденций в операх Скарлатти.
Гармонический язык его достаточно зрел. Складываясь, он обнаруживает некоторые
типично оперные приемы, получившие затем всеобщее распространение:
драматическую трактовку уменьшенного септаккорда (оперные ужасы, смятение,
страсть) и сентиментальную окраску II
пониженной, так называемой неаполитанской сексты (вздохи, жалобы, рыдания).
Среди
многочисленных опер Скарлатти есть произведения на самые разные сюжеты, с
преобладанием, однако, историко-легендарных: «От зла — добро», «Альцимир, или
Услуга за услугу», «Флавий», «Сатира», «Розаура, или Причуды любви», «Пирр и
Деметрий», «Безумная Дидона», «Падение децемвиров», «Анакреон», «Эраклеа»,
«Коринфский пастух», «Тит Семпроний Гракх», «Великий Тамерлан», «Митридат
Евпатор», «Любовь непостоянная и тираническая», «Верная принцесса», «Кир»,
«Сципион в Испании», «Тиберий, император Востока», «Телемак», «Марк Аттилий
Регул», а также десятки других. От монументальных
393
историко-легендарных
драм (впрочем, безо всякой исторической точности!) с участием множества
действующих лиц, обилием картин и поводов для смены декораций — до легких пьес
с переодеванием, близких комедии дель арте, — таков либреттно-драматургический
диапазон оперного творчества Скарлатти. У него было бесспорное
музыкально-драматическое чутье, умение выделить некоторые фрагменты большой
драматической силы, а в его кантатах есть много выразительных тонкостей,
остроумных деталей, даже гармонической изощренности. Но и драматизм, и детализация
не зависят в операх Скарлатти от выбора сюжета, исторического колорита, даже
характеров героев: они проявляются там, где этого требуют те или иные эмоции в
определенных ситуациях.
Предыдущая Следующая