Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
наступлением новой исторической эпохи драматический интерес опер Скарлатти
быстро иссяк: жизнеспособной оказалась лишь его музыка как таковая, ценность
которой в конечном счете не зависела от драматургии целого. К сожалению,
оперные партитуры Скарлатти долго оставались в рукописях: только фрагменты из
них издавались как репертуар вокалиста. В настоящее время мы можем судить об
оперных произведениях Скарлатти лишь по немногим образцам их партитур,
увидевших наконец свет.
Прежде
всего выделим одну из ранних опер Скарлатти как простейший пример оперной
композиции на схематичный, лишенный действия либреттный стержень: «Розауру»
(1690, на либретто Дж. Б. Лючини). В основе либретто — любовно-лирическая
комедия, независящая от места (остров Кипр) и времени (?) происходящего. Две
влюбленные пары выдерживают всевозможные испытания и муки ревности из-за
взаимных недоразумений. Все улаживается, когда жених Климены, вообразивший, что
он влюбился в Розауру (откуда и цепь заблуждений), узнает, что она — его давно
потерянная сестра: обе пары возвращаются к своему «исходному состоянию», и
наступает счастливая развязка. В целом это, так сказать, чистый пример оперы
чувств, в которой все остальное не важно, действие может происходить в
любой обстановке и никаких мотивировок для того не требуется. Действия как
такового здесь почти нет. Одна за другой следуют сцены любви, ревности, печали,
гнева, занимающие полностью три акта.
К четырем
действующим лицам присоединен еще слуга, который переносит любовное письмо не
по адресу и этим усугубляет путаницу. Герои приходят и уходят, сталкиваются на
сцене и удаляются с нее безо всякой драматической мотивировки: лишь бы
были поводы для лирических излияний. У каждого действующего лица (кроме слуги)
есть и арии-жалобы, и бравурно-патетические арии — в зависимости от ситуации.
Мужские партии по общему складу не отличаются от женских, одна из них написана
для альта. Ансамбли ограничены, хоров, разумеется, нет. Скарлатти сохраняет
при этом в композиции оперы известную художественную гибкость. Речитатив и
ария у него разграничены, но ария может порою и прерваться речитативным
фрагментом.
Предыдущая Следующая