Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
394
Среди
больших ариозных форм встречается и простая песенка «о прекрасной маргаритке» —
ее напевает слуга, утешая грустящую Розауру. Партия Розауры включает и
типичное lamento (она жалуется на измену
жениха), скорее чувствительное, чем трагическое, и виртуозные арии гнева и
мести. В одной из таких бурно-патетических арий (конец второго акта) интересна,
в частности, трактовка колоратуры, как бравурной (аналогично пассажам
какого-нибудь инструментального Allegro),
выражающей страстный и гневный подъем (пример 130). Позднее, когда колоратура в
женских оперных партиях (у Россини и после него) приобретет по преимуществу
легкий, грациозный, «сверкающий» характер, энергичная колоратура XVII—XVIII веков
уйдет в прошлое. Во времена же Скарлатти колоратура обычно трактовалась либо
патетически, либо изобразительно (пассажи на слова «крылья», «дрожащий»,
«бегство» и т. п.).
Вступительная
sinfonia «Розауры» может служить примером итальянской
увертюры, к которой, однако, присоединено небольшое медленное вступление (9
тактов, Grave). За ним следует оживленное фугированное Allegro (как и вступление, в D-dur, 4/4.)
Ему контрастирует средняя часть — Andante (h-moll,. 3/4, аккордовый склад). Финал снова быстрый, в мажоре, с
элементами марша, на 2/4. К увертюре примыкает
аллегорический пролог с участием Венеры — чистейшая условность в данном случае.
Впрочем,
не один пролог, но и ряд отдельных сцен мог, казалось бы, отсутствовать в
опере без особого ущерба для действия. Так обстоит дело и в других операх
Скарлатти. Чем дальше продвигался композитор в своем творческом развитии, тем
богаче становилась его оперная музыка. Однако тип оперной драматургии в целом у
него (и не только у него) не изменялся, происхождение сюжета, обстановка и
время действия не имели никакого реального значения. Важен был лишь
эмоциональный мир, в котором жили оперные герои — цари, полководцы или
завоеватели, какой-нибудь, султан Аладин или простые смертные — покинутые влюбленные,
обретенные невесты и т. д., шуты, слуги, прислужницы, «конфиденты»... Обычно
даже «набор» действующих лиц зависел в большой мере от того, какими именно
голосами располагала труппа. Шло время, Скарлатти переходил от одного сюжета к
другому, от небольших, скромных музыкальных форм и несложной фактуры
сопровождения — к развитым, порою виртуозным ариям с богатым сопровождением
концертирующих инструментов, а принцип построения оперы, подбор солистов, круг
музыкальных образов оставались без изменений.
Предыдущая Следующая