Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
числу ранних опер Скарлатти относится и поставленная в 1695 году в Неаполе
опера «Массимо Пуппиено» (на либретто А. Аурели). Она удивительна
миниатюрностью своих музыкальных форм: ее многочисленные арии (включая
выступления главных героев) в большинстве на редкость лаконичны — 7, 9, 10, 13,
17, 19 тактов. Тем не менее в этих скромных рамках представлены все типы
сольных оперных номеров с характерной для них мело-
395
дикой,
ритмами, видами сопровождения: подъемно-героические, лирические, жалобы,
заклинания и т. д. Среди них есть маленькие сицилианы, крохотные менуэты.
Сопровождение, как правило, остается весьма несложным, хотя в отдельных
случаях выделены партии концертирующих скрипок.
Гораздо
более развитые формы и широко разработанная партитура характерны для оперы
«Эраклеа» (либретто С. Стампилья, Неаполь, 1700). Сольное пение господствует в
ней полностью: в трех актах содержится 48 арий, 8 дуэтов, 1 квартет, 1 заключительный
ансамбль. Из девяти действующих лиц только у Илизо («знатный сиракузец») —
теноровая партия. Все остальные мужские партии — будь то римский консул,
знатный капуанец, еще один знатный сиракузец — исполняются высокими голосами
(сопрано). Это означает, что в них выступали певцы-кастраты или женщины. В
соответствии со значением персонажа на долю каждого артиста приходится то или
иное количество арий: у главной героини Эраклеи их 8, у ее дочерей — по 6, у
главных героев Децио и Марчелло — 7 и 5, у пажей — по 4 и т. д. В каждом из
трех актов отводится обязательное место буффонаде: ариям Ливио и Алфео или их
дуэту — типично буффонным, с мелодической скороговоркой оперным номерам, которые
вносят рассеяние и развлечение в ход драмы. Обычно такие номера исполнялись
пажами, слугами или иными второстепенными персонажами. Впоследствии эти сценки
как бы отпочковались от серьезной оперы и были выведены за ее пределы,
исполнялись между актами, как интермедии. Но пока у Скарлатти они оставались
очень характерными для его серьезных опер, сколь бы ни был драматичен избранный
сюжет в каждом случае.
В
сравнении с более ранними произведениями Скарлатти в «Эраклее» гораздо богаче
партия оркестра. Опера открывается типичной итальянской увертюрой из трех
частей: Allegro с элементами полифонии (скрипки, флейта, гобой,
трубы, continuo), Adagio (мелодия у
скрипок, духовые маркируют сильные доли) и подвижной третьей части на 3/8 для одних
струнных. Помимо того в первом акте есть небольшая sinfonia с трубами, приветствующая появление римского
консула, а во втором акте — начальная sinfonia. Во
многих ариях очень развито сопровождение, порой образующее чуть ли не целый
инструментальный концерт: так, в арии-сицилиане Децио из первого акта
концертируют две скрипки и альт, соревнуясь с вокальной партией у сопрано (пример
131). Обогащается
и вокальное письмо, расширяются масштабы арий, сложнее и тоньше становится интонационный
склад, порой от певца требуется виртуозная техника. Однако до крайностей
виртуозного пения, которые станут характерными несколько позднее, Скарлатти
еще далеко!
Предыдущая Следующая