Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
8
февраля 1710 года Скарлатти поставил в Неаполе свою оперу «Верная принцесса» (на
либретто А. Пьовене). Она довольно любопытна по сюжету, близкому опере Моцарта
«Похищение из сераля». Действующие лица таковы:
396
Аладин,
султан Египта — тенор
Розана,
его главная фаворитка — сопрано
Ридольфо,
немецкий принц в плену в Египте — сопрано
Кунегонда,
богемская принцесса, обрученная с Ридольфо,
переодетая
мужчиной, — альт Арзаче, брат Розаны, генерал в Египте — альт Эрнесто,
конфидент Ридольфо — сопрано Джерина, прислужница Розаны — сопрано Мустафа,
страж пленников — бас.
Соотношение
арий, ансамблей и речитативов в этой опере примерно такое же, как в «Эраклее»
(42 арии, 8 дуэтов), но в каждом из актов выделен аккомпанированный речитатив,
что свидетельствует о некоторой драматизации вокального письма. Вступительная
sinfonia (то есть увертюра) состоит из трех быстрых частей (Presto 12/8 — Allegro 4/4 — Presto 12/8) и написана
для струнного состава. Буффонада остается обязательной в каждом акте: служанка
Джерина и страж Мустафа (бас) ведут свою линию «отстранения» от драмы.
Заслуживает внимания трактовка главной партии — «верной принцессы» Кунегонды.
Все ее восемь арий, в целом многообразные и содержательные, создают образ
серьезной, прекрасной героини, опоэтизированной композитором. Чудесные арии в
стиле сицилианы (минорные) в первом акте — образцы проникновенной лирики,
сдержанно-печальной (пример 132).
Богатое, самостоятельное сопровождение ансамбля струнных, столь
выразительное и вместе колоритное в них, остается и далее характерным для
партии Кунегонды. Во втором акте одна из ее арий величаво-драматична (обращение
к богам), лишена всякой виртуозности, идет вся на пунктирном ритме сопровождения,
отличается гибкостью декламации и интонационной остротой. В совершенно другом
роде задумана ария-жалоба Кунегонды во втором акте (Lento, g-moll), мягкая, трогательная, с легкими пассажами (как бы
прерывающееся дыхание!). Наконец, нужно выделить краткую, как ариозо, «арию
прощания» (Andante lento, d-moll) той же
Кунегонды, идущую на непрерывно трепещущих басах (continuo), экспрессивно-декламационную, скупую по фактуре и
тем более проникновенную в своей горечи (пример 133).
Предыдущая Следующая