Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Черты
серьезного драматизма свойственны и ариям Ридольфо (например, первой же его
арии — Andante
lento, g-moll), и большому
дуэту его с Кунегондой из второго акта «Tu sei mortâ»
(e-moll). Нет сомнений
в том, что опера драматизируется у Скарлатти, причем это проявляется именно в
музыке арий, в их мелодике, в выразительности сопровождения, в обогащении всей
фактуры.
Обращаясь
к одной из последних опер Скарлатти «Марк Аттилий Регул» (либретто М. Норис,
Неаполь, 1719), мы находим те же внешние рамки композиции, тот же состав
певцов, то же преобладание арий (почти исключительно da capo) и, наряду с усиливающейся драматизацией музыки,
явное тяготение композитора к итальянской песенности, к подчеркиванию
песенно-неапо-
397
литанских
интонаций, к яркой буффонаде, уже близкой к стилю оперы-буффа (пример 134). Итак,
Скарлатти бесспорно эволюционировал как создатель неаполитанской оперной
школы, однако он не стремился преобразить музыкальную драматургию оперы в
целом, оставляя ее подчиненной принципу выражения типичных эмоций в законченных
музыкальных номерах. Он шел лишь в одном направлении: от самой музыки. Она
становилась у него богаче и выразительнее, тоньше и серьезнее, образно
углублялась и совершенствовалась. Притом он не порывал с традицией включения
буффонады в драматичный музыкальный контекст и даже обнаруживал интерес к ее
развитию.
После
Скарлатти и отчасти в последние годы его жизни сложившийся в Неаполе тип оперы-séria — как он был
представлен другими мастерами — уже дал почувствовать признаки кризисного
состояния. В «опере лирических чувств» все-таки не было серьезной
идейно-драматической опоры, значительности концепций, глубины содержания,
которые воспрепятствовали бы ее нисхождению до уровня блестяще-виртуозного, но
по существу всего лишь гедонистического искусства. Скарлатти сумел в некоторой
степени обойти грозящие опере трудности. Он совершил почти чудо — как музыкант.
Но другим это было не дано. Они уступили успеху, моде, эффектам. Тогда опера
была легко порабощена певцами, ибо она не ожидала от них никакой драматической
игры. Они стали ее тиранами и властвовали даже над композиторами, требуя от
них арий определенного характера в определенных местах оперы и в полном
соответствии с индивидуальными возможностями и вкусами каждого исполнителя. Но
все эти процессы развернулись уже к тому времени, когда Скарлатти заканчивал
свой творческий путь. В его творчестве только наметились противоречия, которые
затем углубились и обострились в оперных произведениях неаполитанцев. Это не
значит, однако, что все сильные стороны искусства Скарлатти, все достоинства
его оперной музыки, мелодичной, образной, эмоциональной, были позабыты и не
оказали воздействия на дальнейшую историю итальянской оперы. Несмотря ни на
что, они остались сильными сторонами и достоинствами всей итальянской оперной
школы и обусловили ее популярность в Европе.
Предыдущая Следующая