Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сопоставляя
исходные позиции создателей «драмы на музыке» с итогами столетнего развития
оперы в Италии, можно лишь удивляться тому, как изменились воззрения на этот
род искусства и как далеко он отошел от первоначального идеала.
Флорентийцы
стремились возродить античную трагедию, видя в ней идеал синтетической
выразительности. Неаполитанцы трактуют любые античные сюжеты в общем ряду с
любыми другими и не помышляют о возрождении античной трагедии.
У
флорентийцев господствовал примат слова, поэзии, У неаполитанцев — примат
чистой музыки. В камерате Барди — Кореи руководителями считали поэтов, у
неаполитанцев на эту роль претендуют певцы.
398
Флорентийцы
стремились к гибкости музыкальной формы, к следованию мелодии за поэтической
строкой. Неаполитанцы всему предпочитают замкнутые ариозные формы и среди них
особенно форму da capo. Флорентийцы создали
напевную декламацию. Неаполитанцы — виртуозный вокальный стиль.
Эстетические
идеи флорентийской камераты, как мы знаем, не нашли в действительности своего
полного воплощения в оперном творчестве флорентийцев. На путь создания
музыкальной драмы вступил лишь Монтеверди и достиг наиболее высоких в XVII веке результатов, причем дал глубоко различные
образцы жанра в «Орфее» — и в «Коронации Поппеи». Как бы ни были связаны эти
произведения с исторической атмосферой своего времени, в них еще ощутим
животворный дух Ренессанса, еще проявляется связь с эпохой гуманизма. В
дальнейшем эстетические идеалы флорентийской камераты и творческие свершения
Монтеверди не получили подлинной поддержки в итальянском искусстве: опера не
стала музыкальной драмой, ей не хватило для этого идейно-общественных
стимулов. Для нее нашелся лишь выход в искусство лирических чувств, которое
образовало своего рода антитезис к исходным позициям «dramma per musica». И все же лучшие достижения этого искусства в.
музыкально-выразительном, музыкально-обобщающем воплощении широкого круга
сильных чувств получили очень большое общечеловеческое значение. Ибо
итальянская опера XVIII века обладала не только
вокальными «излишествами» и антидраматическими условностями, против которых
боролся Глюк-реформатор, но и большим мелодическим богатством, которое он
унаследовал.
Предыдущая Следующая