Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Происхождение
оперы, кантаты и оратории, при всем их различии, восходит к общим истокам
нового стиля. Опера как «dramma per musica»
флорентийских гуманистов, кантата как камерное искусство для более узкого круга
и оратория как концертный вид духовной драмы — по-своему каждая — тяготели к
синтезу поэзии и музыки, к новой выразительности монодии с сопровождением.
Правда, в оратории это последнее проявилось не сразу, но уже духовная опера Дж.
Кариссими «Представление о душе и теле» до известной степени предсказывает путь
оратории к общим с оперой музыкальным формам. Со временем первоначальные
различия оперы, кантаты и оратории понемногу сглаживались, а общие тенденции
выступали все более явственно. В кантате, не связанной с драматическим
действием, раньше и естественнее, чем в опере, возобладали собственно музыкальные
закономерности, началась кристаллизация музыкальных форм. В этом смысле
кантата, как находят некоторые исследователи, оказывала влияние на оперу. К
концу XVIII века кантата и оратория располагали теми же
вокальными формами, что и опера, включая в себя речитативы, арии, ансамбли.
Кантата
399
нередко
ограничивалась сольными номерами. Общим отличием кантаты и оратории было обычно
отсутствие сценического действия (однако в виде исключения встречалась и
театрализация этих жанров).
Первоначально
оратория мыслилась как произведение на духовный сюжет, но впоследствии, хотя
духовные сюжеты преобладали, стали появляться и светские оратории, что в
особенности характерно для Генделя. Кантаты могли быть написаны и на светские,
и на духовные тексты. Духовные оратории и кантаты исполнялись как в церкви, так
затем и в концертах, например в кругу той или иной академии. Светские кантаты —
в любой обстановке вне церкви, чаще всего в камерной. Общие масштабы кантаты и
оратории поначалу сложились в принципе различными: кантата — камерный,
оратория — концертный жанр. В основе оратории ' лежит та или иная «история»,
драматический сюжет; поэтический текст кантаты — обычно один эпизод, одна
сцена. В итоге XVII века и позднее резкая грань
между кантатой и ораторией стирается и различие устанавливается скорее количественное.
Духовная кантата с хором утрачивает черты камерного жанра и может быть названа
ораторией, равно как и небольшая оратория (например, оратория Баха на
вознесение, BWV 11) может по праву называться
кантатой.
Предыдущая Следующая