Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
По
существу развитие более или менее крупных жанров вокальной музыки в XVII веке, как и развитие оперы, свидетельствует о
поисках новых возможностей для создания крупных художественных концепций. Ранее
наиболее крупным музыкальным жанром была месса, но э т а концепция слабо
охватывалась единством, ибо музыкальные части мессы рассредоточивались внутри
богослужения. Да и содержание мессы оставалось все же каноническим. Для XVII века, и не только для вокальной музыки, стало
характерным стремление к крупным многочастным формам (опера, оратория, кантата,
сюита, соната), позволявшим воплотить целый круг музыкальных образов.
Появление
кантаты подготовлено в Италии развитием разных видов вокальной музыки, которые
к концу XVI века тяготели к новому стилю: камерной арии (типа
Каччини), песни под лютню, канцоны, мадригала. В самом начале XVII века в Италии издавалось немало сборников камерных
вокальных произведений для одного — четырех голосов с сопровождением basso continuo под названиями «Арии и кантаты», «Разная музыка»,
«Новая музыка». Новые по стилю, эти произведения еще не были кантатами в собственном
смысле слова, но они стали своего рода предками кантаты. Подъем камерной
вокальной лирики нового типа связан с деятельностью того же кружка Барди —
Кореи, который выдвинул идею «dramma per musica»,
с художественными интересами «Академии Возвышенных» (во главе с Гальяно) и,
возможно, с другими музыкально-поэтическими содружествами той же поры. Песни
Винченцо Галилея под лютню или в сопровождении струнного ансамбля, «Nuove Musiche» Каччини, мадригалы и арии
400
Кавальери,
«Musica
a una, due е tre voci»
Гальяно были уже произведениями монодического стиля, который здесь даже — в
отличие от оперы — развивался в более закругленных мелодических формах. К
камерате Барди был близок поэт Габриелло Кьябрера, чьи лирические стихи (как и
тексты Ринуччини) охотно избирались членами кружка для вокальных сочинений. На
примере «Новой музыки» Каччини (1602) хорошо видно, что это искусство
охватывало довольно узкий круг поэтических образов. Если песни Галилея
подготовили своим драматизмом оперный стиль, то «мадригалы» (как называл их
автор) для голоса и basso continuo Каччини основаны на
изящных, несколько условных, но неглубоких любовно-лирических текстах. По
своему музыкальному строению это куплеты или варьированные строфы, словом,
простейшие и ранние образцы камерной песни. Между тем композитор придавал
своему сборнику программное значение как воплощению эстетических идей камераты:
это всецело явствует из предисловия Каччини к «Новой музыке». По-видимому,
такие произведения действительно воспринимались как очень новые для своего
времени. Они ведь пришли на смену полифоническому мадригалу и начали вытеснять
его, предоставив поэтическому чувству большую лирическую непосредственность (голос
соло) при большей связи со словом.
Предыдущая Следующая