Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Новый
стиль камерной вокальной лирики быстро получил развитие у итальянских
композиторов, как в светских (у Алессандро Гранди, Стефано Ланди), так и в
духовных (Доменико Белли, Лодовико Белланда, Оттавио Дуранте) произведениях:
ариях, ансамблях, «кантатах», которые публиковались в многочисленных
сборниках. На первых порах у этих авторов сохранялся принцип строф (или
варьированных строф), а произведение в целом воплощало один образ, одну эмоцию.
Расширение
композиционного замысла камерных вокальных произведений связано с известной
драматизацией их содержания, заметной уже в ариях и кантатах 1630-х годов.
Близок, казалось бы, драматической кантате «Поединок Танкреда и Клоринды»
Монтеверди (драматическая декламация с развитым и выразительным
инструментальным сопровождением). Но это произведение остается уникальным. Оно
предполагает сценическое воплощение. Тем не менее «Поединок» мог повлиять на
драматизацию кантаты, так как она и сама все больше тяготела со временем к
отходу от чисто лирического профиля. Об этом свидетельствует, в частности,
творчество Бенедетто Феррари (1597— 1681). Поэт и музыкант, виртуоз на теорбе
(его называли Benedetto della
Tiorba), известный театральный деятель
Венеции, автор первой венецианской оперы «Андромеда», он выпустил в 1633—1641
годы ряд сборников «Musiche varie». В них содержались и
камерные арии, и собственно кантаты еще небольшого размера. Кантаты Феррари
включают речитативы и ариозо и носят лирико-драматический характер. Ариозные эпизоды
порою строятся на basso ostinato. Этот принцип
формообразования помогает
401
в
тех условиях создать цельную вокальную форму — арию нового типа с концентрацией
тематизма внутри ее. Из кантаты принцип basso ostinato проникает
и в оперу, где применяется очень охотно как принцип построения замкнутых,
целостных музыкальных номеров. Вообще стремление к расширению вокальных форм,
к свободе и экспрессивности мелодии очень характерно для Феррари. В отличие от
простой, почти песенной мелодики одноголосных мадригалов Каччини, у Феррари мы
находим патетическую, как бы приподнятую в своей драматической выразительности,
порой необъятную вокальную партию.
Предыдущая Следующая