Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
После
Феррари итальянская кантата, по-видимому, скорее оперы пришла к широким и
замкнутым вокальным формам, хотя тут же, в Венеции, и опера уже явно тяготела к
ним. И опера, конечно, влияла на кантату, особенно в связи с драматизацией.
Под
общим воздействием оперы возникают и музыкально-театральные произведения более
камерного типа — небольшие сценки с музыкой, «сценические диалоги», исполняемые
в придворной среде, в домах знати, в обстановке музыкально-поэтических
академий. Резкой грани между этими «сценическими диалогами» и кантатами, в
сущности, нет. Кантата тоже постепенно принимает «диалогическую» форму и может
включать две-три вокальные партии, ансамбль. Для этого переходного периода особенно
показательны произведения Луиджи Росси. Среди них встречаются и просто
однострофные арии, и варьированные строфы на удержанном басу, и арии da capo, и большие кантаты с обрамляющими их вокальными и
инструментальными ритурнелями, как бы скрепляющими форму целого.
С
творчеством высокоодаренного итальянского композитора Джакомо Кариссими
(1605—1674) историки связывают кристаллизацию кантаты как нового камерного
жанра в Италии. Церковный капельмейстер в Риме, автор многих ораторий,
создатель зрелых образцов этого жанра, Кариссими трактовал кантаты как
циклические произведения из арий и речитативов, при яркой образности каждой из
арий. Правда, в небольших кантатах для одного голоса эта цикличность мало
ощутима. Прославленная кантата Кариссими «Vittoria! Vittoria!»
(«Победа! Победа!») в своем чередовании строф и вокального ритурнеля создает
все же единый музыкальный образ. Вся кантата проникнута одним чувством
душевного подъема, даже несколько воинственной радости (речь идет не о
военной, а о любовной победе), для выражения которого найдены яркие и типичные
музыкальные средства: элементы фанфарности, простой, четкий ритм, ясная, крепкая
гармоническая основа, выразительные короткие, чеканные мелодические фразы.
Именно эти художественные средства параллельно стали развиваться и в опере,
когда того требовала сценическая ситуация.
Кариссими
мыслил образно и находил удивительно яркий мелодический материал. У него
можно, например, встретить типичные ораторские, патетически выразительные
интонации (кантата
Предыдущая Следующая