Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
402
на
смерть Марии Шотландской), определяющие весь мелодический стиль арии.
Сближаясь
во второй половине столетия с оперой, итальянская кантата приобретает более
крупные масштабы. Она включает в себя речитатив оперного типа, иногда
вступительную sinfonia (по образцу оперной),
сопровождение в ней делается более развитым: помимо basso continuo — облигатные партии скрипок, вокальный стиль
становится сложным, нередко виртуозным. Почти все оперные композиторы работают
тогда над кантатами, не ощущая, видимо, существенной разницы между сценой оперы
— и кантатой в целом. Важное место занимает кантата в творчестве Алессандро
Страделлы (ок. 1645—1682), талантливого автора опер, ораторий, мадригалов,
канцонетт, множества инструментальных произведений. В его многочисленных
кантатах (их более двухсот), предназначенных для одного — четырех голосов,
очень усилена партия сопровождения и форма тяготеет к цикличности, словно в
инструментальной музыке. При этом вокальный стиль кантат более виртуозен, чем
в современных им операх, а отдельные арии поражают смелой бравурностью,
например в кантате «Ариадна»: на одно слово «furor» (гнев, ярость) приходится мелодический пассаж из 125
нот!
Композиторы
неаполитанской школы писали особенно много кантат и почти полностью приравняли
стиль кантаты к стилю оперы, создавая типические арии lamento, бравурные, идиллические, пасторальные и т. д. После
Провенцале, продолжавшего расширять роль инструментального сопровождения в
кантате, у Алессандро Скарлатти кантата уже прямо соприкасается с
оперой. Среди его произведений в этом жанре есть одна курьезная шуточная
кантата о сольмизации — чисто профессиональная шутка для знатоков «Per un vago desire» («В неясном, томлении»). Тирсис учит Хлору
сольмизации, показывая ей правила мутации (то есть переходов из одного
гексахорда в другой по старинным, еще средневековым нормам): речитатив. Но,
выучившись этому, Хлора выучилась изменять Тирсису (мутация —
изменение—измена). В арии, не быстрой, с драматически акцентированным пунктирным
ритмом (Andante, f-moll), высказывается предостережение наивному Тирсису:
напрасно он учит Хлору не постоянству, а изменам, Тогда Тирсис начал учить
Хлору «тому, что постоянно» в музыке (об этом сообщается в речитативе),
напоминая ей, что все полутоны по сольмизационной системе обозначаются как ми
— фа. В следующей затем арии (Andante moderato, h-moll, с близостью к сицилиане), своеобразной жалобе на
свою судьбу, Тирсис обращается к Хлоре, и его слова «Morir mi fa...» («Умертвить меня...»), повторенные много раз,
всегда подчеркивают полутон «mi — fa» (либо си — до). Но и это не помогает Тирсису.
Далее в речитативе идет речь о том, что определенные последования звуков
(«хромы») означают вздохи — как учит теперь Тирсис Хлору. Заключает кантату
небольшое драматическое ариозо (Andante moderato, g-moll), построенное
на «вздохах»
Предыдущая Следующая