Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
403
печального
Тирсиса, с острыми гармониями (уменьшенные трезвучия, септаккорды, долго не
разрешаемые диссонансы...) и завершающими фразами речитатива: Тирсис удалился,
вздыхая.
Если
такое содержание кантаты не было вполне обычным, то все же тексты кантат и в
других случаях нередко сводились тогда к неглубоким поэтическим сюжетам — это
отмечали и сами современники. Притом поэзия, как и в опере, всецело подчинялась
музыке: слова и фразы повторялись по многу раз в больших замкнутых музыкальных
номерах. Порою кантата бывала более экстравагантна по своему стилю, более
утонченна, чем опера. Композиторы могли сознательно усложнять ее гармонический
язык, отмечая даже, что произведение написано «con durezze е stranezze». («с
жесткостями и странностями»). Принцип крупного штриха был не столь обязателен в
кантате, предназначенной для более узкого круга знатоков и ценителей. Поэтому
она и могла служить для композиторов областью особых опытов и исканий, иногда
плодотворных, иногда бесплодно-искусственных. Вообще итальянская кантата —
истое детище камерат и академий XVII века —
воплотила в себе и достоинства и недостатки специфически камерной музыки в тех
исторических условиях. Подчеркнуто светская, блестящая по вокальному стилю,
иногда изысканно-выразительная, она оказалась совершенно новым видом
лирико-драматического искусства. Но за исключением отдельных выдающихся
образцов и даже тех или иных творческих откровений у лучших композиторов
кантата все же отражала на себе черты некоторой искусственной замкнутости и
внешней аффектации, присущие современной ей салонной поэзии. То была поэзия
узкого круга людей: ей не хватало жизненности. Она часто прибегала к
аллегориям, к вычурным метафорам, вспоминала голубков, пастушескую верность,
уединение на лоне природы и т. д. Дух «Аркадии» был. ей не чужд.
К
началу XVIII века возникли и определились и такие разновидности
жанра, как официальная поздравительная и духовная концертная кантата (часто с
хором). Эти разновидности продолжали существовать долго, впрочем не занимая
впоследствии особенно видного места среди музыкальных жанров. Совершенно особое
художественное значение получила официальная кантата «на случай» и особенно
духовная кантата у Баха. Что же касается камерной, преимущественно лирической
кантаты, то она уступила в XVIII
веке место иным жанрам — песне, романсу,
балладе.
Предыдущая Следующая