Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Параллельно
кантате в Италии развивались и другие, более мелкие камерные вокальные жанры —
канцонетта и особенно камерный дуэт. Канцонетта по своему складу
(первоначально a cappella) отличалась простотой и
близостью к бытовым вокальным традициям — трех-четырехголосной песне. Камерный
дуэт же, напротив, был много более академичен и полифонически развит. Он часто
привлекал в начале XVIII века выдающихся итальянских
композиторов. Прекрасные дуэты создавали Агостино Стеффани (1654—1728),
Франческо Дуранте (1684—1755), Гендель.
404
Как
в трио-сонате того же времени, в камерном дуэте соединялись полифонические и
гомофонные приемы композиции. Вокальные партии, подобно партиям, например, двух
скрипок, контрапунктировали, а гармонии заполнялись на клавесине свободно — по
basso
continuo. С дальнейшим переходом к
зрелому гомофонному письму эта форма была забыта.
Далекие
истоки оратории уходят в глубь средневековья, к духовным представлениям с
музыкой XII—XIII веков. Но
как определенный музыкальный жанр оратория сложилась на основе новых опытов
музыкальной драматизации духовных текстов в Италии XVI века. Это произошло в атмосфере контрреформации,
когда католическая церковь, перестраиваясь и перевооружаясь в борьбе с противостоящими
силами, изыскивала новые приемы и формы воздействия на психику своей паствы.
Примечательно, однако, что возникновение оратории было подготовлено в Риме
двояко: в так называемой конгрегации ораториан, основанной священником Филиппo Нери (утверждена в 1575 году), и в другой конгрегации
— «Братьев распятия», собиравшейся в церкви Сан Марчелло. В первом случае
очевидно стремление служителей церкви привлечь более широкие круги верующих и
использовать на их собраниях музыку популярных в быту мелодий (лауд, канцонетт,
вилланелл). В другом случае в конгрегации объединены были по преимуществу
знатные и богатые прихожане, а музыка для собраний создавалась крупнейшими
композиторами второй половины XVI века.
Филиппо
Нери искал возможности общения со своей аудиторией вне богослужения. Около
середины XVI века в Риме получили
известность молитвенные собрания, которые он устраивал как в своем доме, так и
при церкви, в помещении оратории (это название места для молитв или трапезной
в монастырях затем, к середине XVII века стало
обозначать жанр оратории). На собраниях происходили чтения текстов из Библии,
произносились проповеди, велись назидательные беседы. Деятели конгрегации
всячески поощряли исполнение собравшимися лауд, а также других духовных песен,
для которых специально подбирались мелодии из числа наиболее излюбленных в то
время и известных со светскими текстами. По существу, это был своего рода ответ
деятелей католической церкви на те новшества, которыми ознаменовалась реформация
в церковной музыке: протестантский хорал, кальвинистские гимны и другие ее
виды сложились, как известно, в опоре на популярные напевы и были рассчитаны на
общее исполнение, на легкую доступность.
Предыдущая Следующая