Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
После
Анерио продолжается дальнейшая драматизация духовных диалогов, причем в них
постепенно устанавливается новый монодический стиль. Со временем диалог сюжетно
разрастается и превращается в «историю». К середине XVII века партия Testo
приобретает речитативный характер и соответственно исполняется
406
солистом.
Теперь уж создание диалогов окончательно переходит в руки
композиторов-профессионалов.
Если
лауды и диалоги в собраниях конгрегации Филиппо Нери исполнялись на итальянском
языке, то параллельно в конгрегации «Братьев распятия» закладывались основы
оратории на латинcком языке — по аналогии с католическим
богослужением. Молитвенные собрания в церкви Сан Марчелло посещались духовной
и светской аристократией Рима, «избранной» публикой, никогда здесь не
участвовавшей в исполнении песнопений. На собрании этой конгрегации звучала
музыка, в принципе не отличавшаяся особенно резко от католической
богослужебной; в основном то были полифонические мотеты. Поэтому иногда
подчеркивают, что музыкальное оформление латинской оратории выросло, как
когда-то в литургической драме, из самой культовой музыки. Для молитвенных
собраний конгрегации музыку писали Орландо Лассо, Палестрина, Кавальери, Лука
Маренцио.
Подобно
тому как из лауды вырос «духовный диалог», из полифонического мотета в
латинской ораторий развивалась ее музыкальная композиция: постепенно из хорового
изложения выделилось соло, которое получило драматическую трактовку.
Около
1640 года название «оратория» начинает заменять в Италии другие различные
обозначения — «диалог», «духовная драма», «духовная история». Теперь оно уже
обозначает определенный жанр: расширенный диалог превращается в собственно оpатоpию, в которой
музыкальная композиция соответствует драматизированному тексту, а стиль
изложения сольных партий приближается к оперному. Разумеется, это перерождение духовного
искусства совершается под значительным общим воз действием итальянской оперы.
Очень теcно сплетаются в своем развитии также оратория и
кантата, что прекрасно видно на примере Кариссими.
Документально
известно, что всякий раз один из членов конгрегации «Братьев распятия» должен
был организовать исполнение оратории и мог для этого приглашать композитора по
своему выбору. Так в разные годы избирались Вирджилио Мадзокки (1634), Лорето
Виттори и Джакомо Кариссими (1649), Алессандро Страделла (1667), Алессандро
Скарлатти (1679). За исключением Кариссими все они писали также оперы, что не
могло не сказаться на их ораториальном творчестве.
Предыдущая Следующая