Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Кариссими
по праву называют первым классиком оратории. Для названной конгрегации он
создал ряд латинских ораторий (известны 15) почти исключительно на библейские
сюжеты: «Иевфай», «Суд Соломона», «Валтасар» и другие. Они еще совсем невелики
по объему, но превосходят рамки духовных диалогов. Библейский текст в них
несколько расширен, драматизирован (вложен в уста «действующих лиц»);
повествование поручено Историку, роль которого то обозначена, то нет и
исполняется как соло, так и хором. Партия хора трактована свободно, гибко:
короткие реплики, перекличка групп, мощное tutti — все это да-
407
леко
от строго-полифонического мотетного письма. Хор может и «действовать», и
рассказывать, и морализировать, он то участвует в действии, то стоит как бы над
ним. Ранняя оратория более реально трактует партию хора, чем современная ей
опера, и это понятно: оратория сама выросла из хоровой музыки. Большое значение
приобретает в ней торжественный и развитой хоровой апофеоз. Речитативный стиль
в ораториях Кариссими заметно отличается от современного ему оперного, будучи
более размеренным, напевным и скорее приближаясь к флорентийским, чем к
римским и венецианским оперным образцам. Дело в том, что латинский, сугубо
книжный текст оратории никак не мог идти в параллель живому разговорному языку
и требовал особой музыкальной декламации, более нейтральной и более риторической.
Вокальные партии у Кариссими очень развиты, и нередко он переходит от напевной
декламации к ариозности, причем не избегает и колоратур. При этом композитор
тщательно следит за текстом, с большой тонкостью и художественным чутьем
отделывает все детали композиции. Музыка Кариссими всегда содержательна,
серьезна и местами достигает большой выразительной силы — особенно в скорбных
ситуациях.
Как
бы то ни было, оратория Кариссими внутренне театральна. Раньше большинства
оперных композиторов он стремится создать характерные вокальные партии. В
оратории «Суд Соломона» обе матери — мнимая и настоящая — обрисованы совершенно
различно. Мать-обманщица рисуется не по ситуации легкомысленной (блестящее
«оперное» соло). Истинная мать сначала выступает со скорбными, сдержанными
репликами, а затем, после справедливого суда, выражает свою искреннюю радость
в большой, оживленной арии. В отдельных случаях Кариссими создает в ораториях
настоящие оперные сцены: такова застольная хоровая сцена (пир) в «Валтасаре».
Если участие Историка-повествователя и большие хоровые апофеозы придают
оратории особый концертно-эпический характер, то выразительные и драматические
сольные партии приближают ее к опере.
Предыдущая Следующая