Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Со
второй половины XVII века оратория широко
распространяется по Италии как вполне определенный музыкально-поэтический
жанр, а затем выходит и за пределы страны. Быстро растут связи оратории с
оперой. Многие авторы легко переходят от сочинения опер к ораториям, которые у
них превращаются в своего рода «духовные оперы» (и даже порой исполняются в
сценическом оформлении). Постепенно итальянская оратория, как более понятная,
вытесняет ораторию на латинский текст. Специфический признак ранней оратории,
партия Testo или Историка, порой совсем отсутствует: ее
речитативный характер мало интересен как для исполнителей, так и для
слушателей, увлеченных виртуозным оперным пением. Сольное пение вытесняет
хоры: в начале XVIII века трибуны для хоров в
оратории Сан Марчелло остаются пустыми и служат ложами для слушателей. Да и
посетители ораториальных концертов ничем не отличаются от оперной публики: то
же модное светское общество в жажде развлечений, те же восторги перед искусными
певцами и преобладающее равнодушие ко всему остальному.
К
концу XVII века в текстах ораторий, невзирая на их сюжеты
(легенды о святых, библейские истории), охотно выделяется все необычное,
фантастическое или эротическое (существовал даже термин «oratorio erotico») — так же как это было в опере той поры. Текст
оратории тем самым становится похож на оперное либретто и приобретает чуть ли
не разговорную легкость, достаточно курьезную в библейских ситуациях. При этом
в произведении
409
бесцеремонно
смешиваются христианские и античные мифологические мотивы. Близость к опере
сказывается и в музыкальном стиле. С не меньшей определенностью, чем в оперном
творчестве, здесь проявляется стремление к образной типизации арий и ансамблей
и возникают типические арии — lamento,
арии-заклинания, типические военные эпизоды, бравурные героические арии,
спокойно-созерцательные идиллические и т. д. Как и в опере, допускаются в XVIII веке частично из ораторий, то есть набор музыкальных
номеров из разных произведений и исполнение их подряд. В ряде партитур ораторий
место действия описано с такой подробностью, что это заставляет предположить
возможность или даже желательность сценического воплощения. Вместе с тем у
таких композиторов, как Легренци и Страделла, оратория, подобно кантате,
расширяет круг выразительных средств за счет инструментального сопровождения:
партии концертирующих инструментов встречаются в оратории чаще, чем в опере.
Предыдущая Следующая